0
9533
Газета Интернет-версия

28.03.2016 00:01:00

Терроризм по Фрейду

Шарбатулло Содиков

Об авторе: Шарбатулло Содиков – научный сотрудник Аналитического центра ИМИ МГИМО МИД России, адвокат, кандидат юридических наук.

Тэги: антитеррор, терроризм, даиш, религии, христианство, ислам


антитеррор, терроризм, даиш, религии, христианство, ислам В московском метро усилены меры безопасности. Фото Reuters

Мы живем в сложном и противоречивом мире, в котором инструменты политической конкуренции выходят за рамки морали и человеколюбия. Современные международные отношения охвачены перманентным кризисом, и те политические процессы, которые вполне могли бы быть урегулированы путем переговоров и компромисса, находят отражение в первобытной ненависти и кровопролитии.

Прогремевшие недавно в Стамбуле и в Брюсселе взрывы, забравшие жизнь ни в чем не повинных граждан, – это проявление эскалации насилия в мировом политическом процессе. Многие государства были уличены в помощи и в вооружении международных террористических организаций. Так, к примеру, Турция, являясь участником коалиции по борьбе с ДАИШ (запрещенная в РФ и других странах организация), вела двойную игру, снабжая боевиков оружием, боеприпасами, обогащаясь от продажи  нефтепродуктов, закупленных у террористов. Турция благодаря поддержке командования войск НАТО в Западной Европе получала оружие из Болгарии для перепродажи ДАИШ. Аналогичную политику практиковала и Украина, продавшая боевикам ДАИШ минометы 2b9 «Василек». Известно, что для приобретения средств ПВО ДАИШ устанавливала контакты с Украиной через Лондон и Стамбул, которые проводили необходимый зондаж. Таким образом, становится очевидным политизация и наигранность антитеррористических процессов, преследующих под благим лозунгом совершенно иные цели.

Не только ДАИШ, но и «Аль-Каида» и «Талибан» были искусственно сформированы и использовались в качестве инструмента политической конкуренции. Мир, к сожалению, стал таким, в котором терроризм и террористические организации – это всего лишь бизнес, а человеческая жизнь – электорат. Поэтому говорить о связи между терактами, например, в Стамбуле и  Брюсселе вполне уместно. Вполне уместно утверждать и о связи терактов в московском метро на станции «Лубянка» возле здания ФСБ и на станции «Парк культуры» возле пресс-бюро СВР в 2010 году с проводимой Россией внешней политикой, не разделяемой ее политическими оппонентами, которых у страны достаточно.

Хотелось бы отметить, что Соединенные Штаты и вставший на их сторону Евросоюз в своем стремлении к мировому господству зашли настолько далеко, что считают возможным безнаказанно вмешиваться в дела суверенных государств во всем мире. Вторжение войск США в Ирак, гражданская война в Ливии и Сирии, затянувшаяся на десятилетие гражданская война в Афганистане свидетельствуют о том, что геополитика США и других западных стран не способствует стабильности и процветанию, а пролонгация этой агрессии приводит к негативным последствиям для всего мира, и в частности для самих агрессоров. Однако для Запада, находящегося вдали от центра событий, удобен воцарившийся хаос, в котором можно чужими руками устранять политических конкурентов и удовлетворять свои личные интересы, оставаясь «вне игры».

Современные международные отношения приобрели характер закулисных игр, так же как и современные войны, чьи вызовы и угрозы перестали заключаться только лишь в военном вмешательстве. Все важные и решающие процессы протекают в тени и в сумраке подковерных интриг.

Никто не сможет вспомнить войну между СССР и США потому, что де-юре ее не было. Однако вспомните моджахедов и талибов, которые финансировались и вооружались Соединенными Штатами для противостояния Советской армии в Афганистане. Такой хитрый ход был предпринят для недопущения контроля СССР над ситуацией в республиках Центральной Азии, куда активно внедрялся «ваххабитский бред ислама».

После распада Советского Союза на «подготовленную почву» постсоветского пространства хлынул поток самого разнообразного псевдоучения. Под видом просветительских и благотворительных фондов, учебных заведений и частных торговых фирм в Центральную Азию стали проникать приверженцы идеологии пантюркизма и радикальных исламистских организаций. Открывались турецкие лицеи, благотворительные пансионаты, торговые дома, в которых в придачу к кожаным курткам вручалась идеологическая литература.

История повторяется. Ранее для противостояния просоветскому режиму в Афганистане и развала Советского Союза была создана «Аль-Каида». Теперь ей на смену пришел ДАИШ, который помимо борьбы с режимом Башара Асада в Сирии преследует иные, более глобальные задачи.

Во-первых, поездки россиян в так называемые горячие точки – в Сирию, Ливию, Ирак – опасны угрозой интервенции войны. Все, что сегодня происходит за пределами России, завтра может стать суровой реальностью здесь. Этого активно добивается ДАИШ, вовлекая население России в свои ряды. Однако на начальном этапе своего становления ДАИШ поспособствовал урегулированию отношений России с руководством Ирака, в котором отсутствовало полноценное понимание относительно добычи нефти на территории Ирака российскими компаниями.

Во-вторых, активизация ДАИШ на востоке вызвала наплыв в Европу беженцев и вынужденных переселенцев с далеко не европейской культурой и укладом, что дестабилизировало ситуацию в большинстве европейских государств.

Делать однозначный вывод о том, кто во всем этом виноват, нельзя. И винить во всех бедах Запад – некорректно и непрофессионально. Зачастую теракты совершают слабые политические игроки, которые не могут тягаться с тяжеловесами на равных, либо у них вовсе отсутствуют аргументы своей правоты.

Все, что сейчас происходит, является столкновением цивилизаций. Нет никакой войны между христианством и исламом, есть только сильные и слабые политические игроки. И чем игрок слабее, тем к более отчаянным и нецивилизованным мерам он прибегает. Само определение цивилизации говорит о примате благоразумия и дипломатичности, и те, кто не следует этим критериям, как правило, рано или поздно оказываются в самом низу пищевой цепочки. Приверженцы террористических организаций это прекрасно понимают и стремятся использовать религиозные и национальные лозунги для поддержания своего привлекательного имиджа и рекрутирования новых «солдат халифата».

В социальной психологии есть такое понятие, как «окна Овертона». Все люди имеют базовое мнение о тех или иных событиях и фактах. Например, считается, что «экстремизм – это неправильно», «алкоголь – это вред», а «спорт – это здоровье». Задача идеологов терроризма изменить это восприятие, поколебать устойчивый стереотип. Поэтому через различные интернет-ресурсы в информационное пространство массово забрасывается позитивный видео- и графический контент, связанный, например, с ДАИШ. Экстремисты хотят, чтобы их услышали, начали воспринимать не только как борцов с «неверными», но и как обычных людей, с которыми интересно и уютно.

Необходимо пресечь эти попытки и не позволить экстремистам манипулировать общественным сознанием. Население должно осознавать, что террорист – это всего лишь нечестный политический игрок, а не мессия или «угодник Аллаха». В этом недопонимании и заключается столкновение цивилизаций. Угасающая цивилизация уходит в небытие, а новая еще не успела до конца сформироваться и дает идеологический сбой, смешивая зачастую реальность с иллюзией: с иллюзией будущего халифата, с иллюзией «неверных», с иллюзией смысла и цены жизни. Возможно, когда-то в истории это имело место быть, но не сейчас, и это должно стать аксиомой для населения любого современного государства.

Еще до рождения Христа и пророка Мохаммеда многие цивилизации успели переболеть проказой под названием «терроризм». В период зарождения власти и разложения первобытно-общинного строя появились люди, которые возвышали себя над другими, считали себя достойнее и думали, что только им принадлежит власть над своими соратниками со всеми ее привилегиями. На пути к достижению власти они преступали через моральный барьер, традиции, общепринятые правила поведения и тем более через такую «мелочь», как человеческая жизнь. У них не было цели сделать мир лучше, государство процветающим, а общество счастливым, все, что их интересовало, заключалось только лишь в их личной и безоговорочной власти над окружающими. Мифологию же они использовали как идеологию, инструмент мобилизации населения и постановки сверхзадачи, за которую не жалко было отдать жизнь.

Современному обществу нужно просто открыть глаза, чтобы увидеть это здесь и сейчас. Боевики террористических организаций воюют не во имя мифического Аллаха, за создание халифата, а работают на Абдуллу или Джека за 200 долл. в месяц. Мы живем в цивилизованном мире, где нет места мифам и сказкам, но есть политика двойных стандартов и грязная политическая технология с религиозным и иным психологическим подтекстами.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1116
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1532
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1151
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
956

Другие новости