0
14649
Газета Интернет-версия

27.03.2017 00:01:00

Реформы, кризис, политический транзит

Станислав Притчин

Об авторе: Александр Вячеславович Воробьев – научный сотрудник Института востоковедения РАН; Станислав Александрович Притчин – научный сотрудник Института востоковедения РАН.

Тэги: экономика, центральная азия, южный кавказ, модернизация, инвестиции, политика


экономика, центральная азия, южный кавказ, модернизация, инвестиции, политика В Киргизии идут митинги: население по-прежнему не устраивает уровень жизни. Фото с сайта www.azattyk.org

За 25 лет независимости страны Центральной Азии и Южного Кавказа так и не смогли достичь ощутимого прорыва в модернизации собственных экономик. Однако два с половиной десятилетия обособленного развития привели к значительному расслоению бывших советских республик по уровню национального богатства и специфике осуществления в них экономической деятельности. Эти и другие выводы содержатся в материале экспертно-аналитического центра ECED «Карта инвестиционной привлекательности стран Центральной Азии и Южного Кавказа».

Долгое время государства Южного Кавказа и особенно Центральной Азии находились на своеобразной периферии международного экономического взаимодействия ввиду относительно небольших размеров собственных экономик. Однако последние годы внесли в это коррективы. Причиной тому стал старт масштабных международных проектов, в которые оказались вовлечены страны региона. Так, Пекин продвинул собственную инициативу Экономического пояса Шелкового пути, распространив нити активного финансового и торгового сотрудничества на пространство от Поднебесной до Европы. Москва активизировала свои интеграционные устремления, выступив за наднациональное сближение в рамках Евразийского экономического союза. Регион затронули и многие другие проекты: «Южный энергетический коридор», «Север–Юг». Все это в целом способствовало переоценке экономического и международно-политического значения Центральной Азии и Южного Кавказа.

Однако эта переоценка не могла не осуществляться дифференцированно. Если присмотреться к отдельно взятому государству региона, становится очевидно, что каждое из них сегодня сильно отличается от других по целой совокупности важных показателей. Ключевыми среди этих критериев являются различия в инвестиционном климате, уровне и темпах экономического развития, транспортной доступности, политической стабильности, а также в масштабах и скорости реализации государственных программ экономического реформирования.

Инвестиционный климат стран Центральной Азии и Южного Кавказа, являющийся одним из ключевых критериев для иностранных компаний, приходящих работать в ту или иную страну, в целом по-прежнему оставляет желать лучшего. Однако на фоне не очень высокой «средней температуры по больнице» есть и некоторые исключения – это ориентированная на Евро-атлантическое сообщество Грузия, соседняя Армения, а также Казахстан и Азербайджан. Баку старается проводить в отношении иностранных инвесторов схожую с Астаной прагматичную политику. При этом Азербайджан, занимающий по итогам 2016 года 63-е место в рейтинге Doing Business, сильно отстает от первой тройки стран, которые находятся в данном рейтинге с 24 по 41-е место. Однако если брать инвестиционный климат в целом, а не только место в международных рейтингах, Казахстан и Азербайджан опережают Грузию и Армению: эти два государства слабее по своему экономическому потенциалу и более подвержены нестабильности. Наиболее сложный инвестиционный климат остается в Таджикистане и Туркменистане.

Двадцать пять лет самостоятельного развития также достаточно сильно развели рассматриваемые страны по уровню экономического развития, состояние которого наиболее справедливо отражено в основных макроэкономических показателях. Однако здесь прослеживается определенная закономерность: страны, обладающие значительными запасами углеводородов (Казахстан, Азербайджан, Туркменистан и отчасти Узбекистан), в макроэкономическом плане чувствуют себя лучше своих соседей, имея более привлекательные показатели, нежели государства, обделенные щедрыми запасами нефти и газа. К последним относятся Грузия, Армения, Киргизия и Таджикистан. И даже произошедшее в последние годы падение цен на нефть не смогло серьезно изменить сложившееся положение дел. Тем не менее удешевление черного золота поставило такие страны, как Казахстан и Азербайджан, в ситуацию, когда они вынуждены проходить проверку на прочность и уделять более чем серьезное внимание стимулированию собственных экономик. Для государств, бедных на углеводородные ресурсы, такое состояние, по сути дела, является перманентным.

Что касается экономического реформирования, то и здесь между рассматриваемыми в рейтинге странами наблюдается серьезная дифференциация. При определении места того или иного государства в рейтинге по данному показателю учитывались три ключевых фактора: проработанность и масштаб программ реформирования, наличие материальных ресурсов для их претворения в жизнь, а также то, насколько эффективно проходит практическая реализация программ.

На первое место по критерию успешности экономического реформирования вышли страны, больше всего пострадавшие от падения цен на углеводороды и имеющие значительные финансовые ресурсы для реагирования на вызовы. Речь идет о Казахстане, власти которого реализуют обширную программу государственного инфраструктурного развития «Нурлы Жол», предпринимают шаги по улучшению законодательного регулирования экономики, а также об Азербайджане. Баку привлек экспертов консалтинговой компании McKinsey для подготовки обширного плана по демонополизации и диверсификации экономики страны. Совместно с иностранными консультантами руководство Азербайджана наметило для республики новые экономические рубежи – развитие сельского хозяйства, туризма и тяжелой промышленности. В списке стран, оказавшихся лучше прочих в деле проведения реформ, присутствует и Узбекистан. После прихода к власти нового президента Шавката Мирзиёева власти страны анонсировали масштабную программу экономических преобразований. Реформы предусматривают создание более цивилизованного поля для ведения бизнеса в стране, сокращение мощного административного давления на экономику. Определенные подвижки в преобразованиях уже имеются. По версии аналитиков Всемирного банка, в 2016 году Узбекистан, являющийся одной из наименее либеральных экономик СНГ, вошел в топ-10 государств мира, осуществивших важные реформы в сфере ведения предпринимательской деятельности

Однако даже в тех странах Центральной Азии и Южного Кавказа, которые относительно успешны в деле экономического реформирования, результаты преобразований могут оказаться скромнее ожидаемых. Изменение складывавшейся годами и десятилетиями структуры экономики – длительный и трудоемкий процесс даже при наличии грамотно составленных программ и значительных финансовых ресурсов. Определенным сдерживающим фактором, кроме того, выступают и сами особенности политических систем таких стран, как Казахстан, Азербайджан и Узбекистан.

Устойчивое развитие государства неотделимо и немыслимо без такого ключевого фактора, как политическая стабильность. За две с половиной декады независимого развития государства Центральной Азии и Южного Кавказа прошли через серьезные периоды нестабильности: революции в Киргизии, братоубийственное гражданское противостояние в Таджикистане, межгосударственный конфликт Армении и Азербайджана вокруг Нагорного Карабаха и многое другое. Сегодня по этому показателю страны двух регионов в целом стабильнее.

Помимо таких традиционных составляющих политической стабильности, как отсутствие угрозы социальных конфликтов и внешнеполитических рисков, для стран Центральной Азии и Южного Кавказа большую роль играет и фактор стадиальности электорального цикла. Близость периода передачи власти существенно повышает политическую неопределенность и потенциальные риски дестабилизации. Именно этот фактор опустил по данному показателю с первых позиций в середину рейтинга Казахстан, считавшийся на протяжении долгих лет оплотом политической стабильности не только в Центральной Азии, но и в СНГ в целом. При этом  соседний Узбекистан, напротив, поднялся в рейтинге: элиты страны в прошлом году продемонстрировали высокую степень консолидации в период транзита власти, несмотря на то что это был первый в истории независимого Узбекистана прецедент передачи политической власти. Неплохую стабильность и устойчивость в целом демонстрирует и Азербайджан.

Аутсайдерами же являются Таджикистан, Армения и Киргизия. Все три государства отягощены серьезными социально-экономическими проблемами, при этом центральноазиатские республики еще и почти четырехкратно беднее закавказской республики (по показателю подушевого ВВП). На стабильности Таджикистана традиционно сказывается соседство с Афганистаном и фактор исламистской угрозы, а также подспудные кланово-региональные противоречия, способные время от времени остро заявлять о себе. Киргизия находится в преддверии президентских выборов: голосование пройдет осенью текущего года, и его исход сегодня сложно прогнозировать. В Армении же как накоплен значительный потенциал социального протеста, так и присутствует риск дестабилизации ситуации в свете возможного обострения конфликта вокруг Нагорного Карабаха.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
614
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
779
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
665
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
528

Другие новости