0
16309
Газета Интернет-версия

18.09.2017 00:01:00

Векторы и парадигмы президента Узбекистана

Александр Князев

Об авторе: Александр Алексеевич Князев – доктор исторических наук, эксперт по Среднему Востоку и Центральной Азии.

Тэги: узбенкистан, президент, шавкат мирзиев, внешняя политика, киргизия, таджикистан


узбенкистан, президент, шавкат мирзиёев, внешняя политика, киргизия, таджикистан Шавкат Мирзиёев часто встречается с населением. Фото с сайта www.press-service.uz

Год фактического нахождения Шавката Мирзиёева на посту главы Узбекистана уже позволяет дать ряд оценок изменениям во внешней политике страны, а также говорить о некоторых тенденциях ее развития.

Первые заявления о приоритетности региональных отношений дали основание некоторым наблюдателям сделать скоропалительные и чрезмерно оптимистические выводы, суть которых сводилась к тому, что новый руководитель Узбекистана решит все проблемы, существовавшие в период президентства Ислама Каримова. Некоторые оптимисты даже заговорили о вероятности создания некоего регионального интеграционного союза пяти постсоветских стран. Эти оценки были и остаются идеалистическими, поскольку не учитывают того обстоятельства, что интересы в политике всегда были, есть и будут первичны по отношению к любым идеалам. Ислам Каримов нередко поддавался эмоциям, и это иногда мешало проведению политики в реальных интересах Узбекистана. Шавкат Мирзиёев в этом плане, судя по всему, более прагматичный, что демонстрируется самим фактом его недавнего визита в Киргизию. Отношение узбекской политической элиты к Киргизии исторически является сложным и преимущественно негативным в силу многих факторов, включая и два межэтнических конфликта в Киргизии, когда руководство республики потворствовало уничтожению узбекской этнической диаспоры на юге страны.

На этом фоне атмосфера визита Шавката Мирзиёева в Бишкек 6 сентября нынешнего года выглядела даже странной. Но за этой кажущейся странностью лежат вполне конкретные практические интересы Узбекистана, для которых политический переходный период в Киргизии создает условия успешной реализации. Для уходящего президента Киргизии Алмазбека Атамбаева демонстрация успешного налаживания отношений с Узбекистаном является важным имиджевым вопросом, оказывающим некоторое влияние и на начавшуюся избирательную кампанию в Киргизии. Принципиально важным же вопросом для Мирзиёева является форсирование реализации проекта строительства железной дороги из Китая в Узбекистан через юг Киргизии: Кашгар–Ош–Андижан. Для Ташкента эта дорога существенно упростила бы логистику экспортных поставок к китайским портам на восточном побережье и оттуда в Южную Корею и страны Юго-Восточной Азии, где у Узбекистана есть весьма перспективные рынки. Запуск этого участка активизировал бы и связи Узбекистана на южном и юго-восточном направлении, включая и транспортный коридор Узбекистан–Туркмения–Иран–Оман, связав его с КНР. Именно в рамках этого проекта в Узбекистане была запущена в эксплуатацию новая железная дорога Ташкент–Андижан. Дополняется этот проект и намерениями Ташкента создать транспортный коридор в страны Евросоюза через Туркмению, Каспий и Кавказ.

Естественно, что проект железной дороги Кашгар–Ош–Андижан по определению является в высокой степени конкурентным для Казахстана и России, территории которых он будет обходить. В настоящее время подавляющая часть китайских грузопотоков в регионе идет через казахстанский Хоргос, далее разветвляясь на юг (Афганистан) и на юго-запад (Казахстан–Туркмения–Иран). Китайская сторона, не желая конфликтовать по этому вопросу с Казахстаном и Россией, заняла скорее выжидательную позицию, для Узбекистана же вопрос более актуален. Транзитное состояние нынешней киргизской власти было правильно оценено в Ташкенте при принятии решения о визите, в качестве встречного бонуса Ташкент пошел и на знаковый для Киргизии шаг в виде либерализации пограничного режима.

Вопрос железной дороги был, пожалуй, главным в повестке дня Мирзиёева, хотя в публичной информационной сфере гораздо большее внимание было обращено на вопросы пограничного урегулирования между двумя странами. Но здесь как раз успехи малоочевидны: в подписанном Договоре о согласовании киргизско-узбекской границы подтверждается демаркация и делимитация 84% от общей границы. Подписанный договор не затрагивает еще 217 км общей границы, а это как раз 35 наиболее спорных участков, где конфликтогенный потенциал наиболее высок. Тем не менее если для Киргизии это еще один элемент имиджа уходящего президента, проецируемый официальными СМИ и на его предполагаемого преемника, то для Узбекистана это создает благоприятные условия в плане распространения своего экономического влияния и проникновения на рынок Киргизии. В дни визита, например, в Оше был открыт автосалон по продаже автомобилей узбекского производства Ravon, автомобилестроение является одним из приоритетов Ташкента, и рынок Киргизии, пусть и не большой, в этом плане важен. Как и рынок в целом, легко предполагать, что с ослаблением погранично-таможенного режима на киргизский рынок пойдет поток узбекских товаров легкой промышленности, химической и промышленности стройматериалов, которые, имея низкую себестоимость, могут конкурировать даже с китайской продукцией.

Еще один вопрос, широко обсуждавшийся по итогам визита, это заявление Мирзиёева о том, что РУз не возражает против строительства Камбаратинской ГЭС на трансграничной реке Нарын-Сырдарья и даже готов сам участвовать в этом строительстве. Заявление стало почти сенсацией, но эта риторика не должна никого обманывать. Подобное заявление не накладывает на президента Узбекистана никаких обязательств, учитывая, что проекты Камбараты и ряда других ГЭС Нарынского каскада сейчас не имеют источников финансирования после того, как было денонсировано межправительственное соглашение с Россией. В этом контексте интересно вспомнить, как еще в сентябре 2012 года по проекту Камбаратинской ГЭС подписывалось соглашение между Киргизией и Россией. Президент России Владимир Путин тогда заявлял: «Нашим государствам нужны крупные совместные проекты… Одним из таких может стать строительство каскада гидроэлектростанций, в том числе – Камбаратинской ГЭС-1 на реке Нарын. Об этом стороны договорились сегодня. Причем речь идет не только о совместном строительстве. Россия будет участвовать во владении и управлении станцией...» Спустя четыре года соглашение было прервано, оставив Киргизии долг в 37 млн долл. перед РусГидро за проведенные второстепенные работы. Поэтому и риторику президента Узбекистана стоит пока оценивать в фольклорных образах: «Пообещать – еще не значит жениться».

Значительно сложнее обстоит дело с гидроэнергетическим вопросом в отношениях Узбекистана с Таджикистаном. В дни визита Мирзиёева в Бишкек в Душанбе озадачились вопросом о вероятности аналогичного визита в столицу Таджикистана. Десятилетиями в отношениях стран вопрос строительства Рогунской ГЭС являлся, вероятно, главным раздражителем, из которого проистекало многое другое: нерешенность пограничных вопросов, транспортная блокада со стороны Узбекистана, визовый режим, который при наличии огромного числа связей больно ударял по интересам значительной части населения Таджикистана. По словам источника в правительстве Таджикистана, «на сегодняшний день готовятся предпосылки для организации государственного визита Шавката Мирзиёева в Таджикистан», речь предположительно идет о подготовке пакета межгосударственных соглашений, количество которых, как заявляют в Душанбе, будет больше, чем по итогам визитов президента Узбекистана в Ашхабад, Астану и Бишкек. Но если в Киргизии вопрос ГЭС можно было обсуждать на уровне ни к чему не обязывающей риторики, то Рогунская ГЭС уже реально строится, что серьезно сужает пространство для поиска каких-либо компромиссов. Реальным же компромиссом по гидроэнергетическим вопросам могло бы стать включение Узбекистана в число акционеров обеих ГЭС (в Киргизии и Таджикистане) с последующим участием в управлении, обеспечении безопасности, получении соответствующих дивидендов. Об этом эксперты говорили еще полтора десятка лет назад. Но такой компромисс подразумевал бы и пересмотр самих проектов с точки зрения масштабов и используемых технологий. Трудно представить, что это вызвало бы позитивную реакцию в Киргизии, еще труднее представить это применительно к Рогуну, поскольку этот проект и значительно более политизирован, и такое решение потребовало бы изменений в уже ведущемся строительстве.

В отношении обеих республик – и Киргизии, и Таджикистана – у Ташкента остаются и вопросы, связанные с распространением в этих республиках радикальных религиозных структур, переносящих свою активность и на сопредельную территорию Узбекистана, а также вопросы транзита наркотиков из Афганистана.

«Мягко стелет, да жестко спать будет», – это еще один уместный образ из фольклора. Внешняя политика Узбекистана во многом берет начало из традиций когда-то существовавших на этой территории Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств, где между реальной и публичной политикой всегда существовал колоссальный разрыв. Восток есть Восток: сказанное «да» далеко не всегда означает реальное согласие, кажущаяся сегодняшняя открытость политики Ташкента может оказаться элементом тактики, в то время как стратегия в своих основных принципах остается неизменной. В ее основе лежит разумно эгоистический национальный интерес, исключающий компромиссы, влекущие для Узбекистана ущерб. «Тактика Мирзиёева» отличается от «тактики Каримова» лишь меньшим уровнем политизированности и переносом главных акцентов на распространение экономического влияния.

К лидерству в регионе располагает и ряд объективных показателей, относящихся к внутренней политике страны. Население Узбекистана – около 33 млн человек – превышает количество жителей Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Туркмении вместе взятых. У населения Узбекистана потенциал предпринимательской активности считается наиболее высоким в регионе. Он сдерживался жесткой экономической политикой в предшествующий период. Либерализация может привести к таким переменам, что составить конкуренцию не сможет даже Казахстан.

Впрочем, с Казахстаном пока отношения развиваются конструктивно, налажено у Ташкента и взаимодействие по ключевым вопросам с Ашхабадом. Прежним остается и балансирование Узбекистана между внешними центрами, находящимися в состоянии жесткой конкуренции или даже конфронтации между собой. После успешного старта нового руководства Узбекистана в отношениях с Москвой и Пекином следующей задачей Ташкента становится утверждение некого обновленного формата в отношениях с Вашингтоном и европейскими столицами.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
979
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1324
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1009
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
837

Другие новости