0
10275
Газета Интернет-версия

02.09.2018 16:00:00

Миграционное будущее Евросоюза

Система предоставления убежища в ЕС напоминает хромую собаку

Ольга Гулина

Об авторе: Ольга Рифмировна Гулина – специалист Института миграционной политики в Берлине, доктор права.

Тэги: ес, миграция, саммит, туск, беженцы, квоты, убежище, гуманитарные права, миграционные центры


ес, миграция, саммит, туск, беженцы, квоты, убежище, гуманитарные права, миграционные центры Далеко не всем мигрантам удается выжить на пути из Африки в Европу. Фото Reuters

Стратегия Евросоюза по управлению миграционными потоками была и остается головоломкой, решение которой сопряжено с целым рядом сложностей. Результаты прошедшего в конце июня в Брюсселе миграционного саммита можно назвать мистификацией и иллюзиями, претворение в жизнь которых сопряжено с целым рядом сложностей. Как верно заметил председатель Европейского совета Дональд Туск, достижение согласия о построении хрупкого миграционного мира не обязательно обещает его реализацию. Ведь в Брюсселе в очередной раз страны ЕС на самом высоком уровне договорились о крупных шагах в общеевропейской стратегии управления миграцией, не сумев, однако, прийти к соглашению о конкретных путях их претворения в жизнь.

Идея французского президента Эмманюэля Макрона о создании центров размещения мигрантов для аутсорсинга прошений об убежище в ЕС стала одной из центральных договоренностей, под которой подписались лидеры всех государств ЕС, не имея даже намерения создать подобный центр на своей территории. Страны Восточной Европы – Венгрия, Хорватия, Польша, Чехия, Словакия – согласились с этой идеей при условии, что создание подобных центров, равно как прием и переселение мигрантов по квотам – дело сугубо добровольное.

Как результат, сразу же по окончании саммита представитель хорватской делегации выступил с заявлением, что «никогда и ни при каких условиях подобные центры не будут созданы на территории Хорватии». А парламент Венгрии еще за неделю до форума внес изменения в восемь законодательных актов страны, создав новый состав уголовного преступления – «оказание помощи в нелегальном переселении или нелегальном размещении лиц на территории Венгрии», предусматривающее наказание вплоть до одного года тюремного заключения.

Вопрос, кто сегодня и в будущем готов размещать миграционные центры для аутсорсинга прошений на убежище в Европу, остается открытым. Надежды Макрона, пытавшегося на августовском саммите 2017 года в Париже заинтересовать страны Африки – Тунис, Мали, Чад, Нигерию, Ливию и др. – в реализации этой инициативы не оправдались до сих пор. Ни Чад, ни Нигерия, ни Ливия не готовы стать de facto «тюремщиками» для Европы, равно как и Марокко, которое не проявляет заинтересованности в согласовании и подписании соглашения о реадмиссии (возвращении мигрантов) с Европейским союзом.

Есть надежды убедить правительство Албании построить центры размещения мигрантов на территории страны. Однако и здесь множество сложностей. С одной стороны, строительство и деятельность подобных центров создаст в Албании рабочие места и принесет дополнительные финанcовые вливания в бюджет страны, а с другой – навсегда закроет для стремящейся в Европу Тираны возможность стать участницей ЕС.

Система предоставления убежища в ЕС уже давно напоминает хромую собаку, у многочисленных хозяев которой нет сил, возможностей и желания ни ее вылечить, ни заменить на новую. И если препятствием к лечению хромой собаки действительно могут быть сложившиеся национальные практики и мнения различных экспертов, то нежелание приобретения новой собаки сложно объяснимо в современных реалиях.

Сегодня страны ЕС предпочитают выстраивать систему миграционной безопасности преимущественно путем увеличения бюджетов по охране границ и финансовых вливаний в фонды «ЕС–Турция», «ЕС–Африка» и др. Так, представленный Еврокомиссией план бюджета на 2021–2027 годы для менеджмента миграции и охраны внешних границ ЕС предполагает его увеличение в три раза – с 13 млрд до 34,9 млрд евро, финансирование трудоустройства более 10 тыс. новых сотрудников в агентство по контролю и охране границ и 12 млрд евро дополнительно для поиска оптимальных IT-решений для миграционного менеджмента ЕС.

При этом страны ЕС не могут договориться о перераспределении бремени ответственности за гуманитарных мигрантов, принятых Италией и Грецией. Действующее в настоящий момент правило Дублинских соглашений о том, что за гуманитарного мигранта ответственна страна, где он впервые пересек границы Европейского союза и обратился с прошением об убежище, налагает непомерное бремя финансовой и административной ответственности на средиземноморские страны. Однако оговоренная система перераспределения мигрантов из Греции и Италии в другие государства ЕС работает плохо. По состоянию на середину июля 2018 года из Италии были переселены около 13 тыс. гуманитарных мигрантов, а из Греции – более 22 тыс.

Весьма показательно, что вице-премьер и министр внутренних дел Италии Маттео Сальвини отдал приказ об отказе в приеме перегруженной мигрантами лодки, прибывшей в порт Сицилии. Судно с 450 мигрантами на борту, задержанное патрульными кораблями Frontex недалеко от итальянского острова Линоза, оказалось в ловушке Средиземного моря, не имея возможности пришвартоваться у берегов Мальты или Италии. Миграционная служба Валлетты отказалась принять лодку, а власти Италии выставили ультиматум своим европейским коллегам, заявив, что возможны лишь три варианта развития ситуации. Первый – когда все люди, за исключением тех, кому требуется неотложная медицинская помощь, остаются в лодке до окончательного рассмотрения их прошений на убежище миграционными властями Италии. Второй – когда представители Ливии принимают и размещают всех находящихся в лодке людей на своей территории, а затем самостоятельно решают вопрос о государственной принадлежности и судьбе этих мигрантов. И третий – когда страны ЕС разделяют ответственность за прибывших мигрантов и принимают их на своей территории.

Первый и второй варианты были отклонены сразу – в силу своей негуманности и из-за отказа властей Ливии принимать мигрантов, задержанных кораблями Frontex в водах ЕС. Ситуация разрешилась, лишь когда пять государств – Франция, Германия, Португалия, Испания и Мальта – согласились разместить на своей территории по 50 вновь прибывших мигрантов.

Этот случай в очередной раз показал, что управление миграцией в ЕС – как до саммита в Брюсселе, так и после него – происходит в ручном режиме. Что, с одной стороны, вызывает раскол на общеевропейской арене, а с другой – ведет к усилению праворадикальных и антиевропейских тенденций внутри государств – членов ЕС.

К запланированному на 20 сентября в Зальцбурге саммиту ЕС Франция и Германия рассчитывают подготовить совместную инициативу по урегулированию миграционного кризиса. Об этом в конце августа заявил глава французского МИДа Жан-Ив Ле Дриан. 

Как бы то ни было, сегодня возможны два сценария развития событий. Первый – сценарий напряженного ожидания, когда внутригосударственные интересы по управлению миграцией отдельных стран ЕС, преимущественно Австрии, Италии, Хорватии и членов Вышеградской четверки, будут по-прежнему стоять выше общеевропейских интересов независимо от декларируемых миграционных целей, задач и идеалов. Это проблематичный сценарий, потому что внутриполитический расклад внутри отдельных стран Восточной и Центральной Европы, совмещенный с гиперактивностью миграционного менеджмента ядра ЕС – Германии и Франции – будет определять глубину и динамику всей общеевропейской интеграции и способен привести к дезинтеграции всего Союза.

Второй сценарий – установление нового европейского миграционного порядка – потребует от Европейского союза поставить права человека в центр своей миграционной политики, сделав право на убежище абсолютным правом каждого человека независимо от места его происхождения, гражданства и иных персонализированных обстоятельств. Лидерам и жителям ЕС нужно перестать рассматривать миграцию в категориях «плохо» или «хорошо», сосредоточившись на принятии факта, что миграция была, есть и будет частью истории Европы.

Необходимо согласиться с мнением Совета Европы, что все члены ЕС имеют право на контроль и защиту своих границ, однако с учетом приоритетов сохранения человеческой жизни и соблюдения норм международного гуманитарного права. Реализация этого сценария зависит от многих факторов, находящихся как внутри ЕС, так и за его пределами.

Берлин


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Более половины белорусов не считают себя отдельной нацией

Более половины белорусов не считают себя отдельной нацией

Дмитрий Тараторин

Аналитики выяснили, какой образ будущего для Белоруссии выбирают ее граждане

0
978
Киев надеется заполучить представителя Индии на "саммит мира"

Киев надеется заполучить представителя Индии на "саммит мира"

Наталья Приходко

В Нью-Дели Дмитрий Кулеба постарается смягчить негатив в отношениях с Пекином

0
905
Пашиняна преследует призрак Карабаха

Пашиняна преследует призрак Карабаха

Артур Аваков

Премьер-министр Армении возмутился существованием еще одного армянского правительства

0
901
Эрдоган готов утолить снарядный голод США

Эрдоган готов утолить снарядный голод США

Игорь Субботин

Поставки боеприпасов стали мостом между Вашингтоном и Анкарой

0
1027

Другие новости