0
16254
Газета Интернет-версия

10.12.2023 17:15:00

Сербия досрочно обновит парламент

Как сложится политический пасьянс в стране

Кирилл Борщев

Об авторе: Кирилл Владимирович Борщев – специальный корреспондент проекта «Балканист.ру» в Сербии.

Тэги: сербия, вучич, внеочередные парламентские выборы, оппозиционная коалиция, политика, косово, антироссийские санкции, ес


сербия, вучич, внеочередные парламентские выборы, оппозиционная коалиция, политика, косово, антироссийские санкции, ес Президент Александар Вучич расcчитывает на уcпех Cербской прогрессивной партии. Фото Reuters

17 декабря в Сербии состоятся внеочередные парламентские выборы, в целесообразности проведения которых сомневались и власть, и оппозиция. Предыдущие выборы прошли в апреле 2022 года, и на фоне отсутствия серьезных внутренних изменений в стране и обществе новое голосование едва ли могло привести к изменению баланса сил на политической сцене. Однако после потрясших Сербию в мае двух массовых убийств выборов потребовала оппозиция, очевидно вдохновленная массовостью митингов, на которые вышел народ, усмотревший в причине трагедии бездействие властей и силовиков.

Напомним, 3 мая в белградской школе подросток застрелил 10 человек. На следующий день вооруженный преступник убил 9 человек сразу в нескольких городах Сербии.

Хорошо организованные митинги под лозунгом «Сербия против насилия» быстро превратились в антиправительственные демонстрации, которые поддержали не только сторонники прозападных партий, но и так называемая правая оппозиция – патриоты. Именно тогда и зазвучали первые требования провести внеочередные выборы. Изначально их выдвигали «западники», надеясь сменить власть на волне народного недовольства. Сама же действующая власть осторожничала, заявляя о том, что для перевыборов нет оснований.

Ветер настроений сменился достаточно быстро. Оппозиционные митинги теряли популярность по мере того, как раскрывалось, кто был организатором и каковы его истинные цели. Патриотическая часть общественности четко дала понять, что не поддержит «западников» в их амбициях снова оказаться у руля государства после 12 лет правления Сербской прогрессивной партии (СПП) президента Александара Вучича. Правое патриотическое крыло вернулось к принципу «этих убрать, а тем не дать вернуться». «Западники» стали все чаще менять демократические призывы о выборах на жесткие требования немедленного формирования переходного правительства и угрозы. Взвесив реальные возможности потерявшей уверенность оппозиции и удостоверившись в прочности собственных позиций, власть неожиданно дала согласие на проведение выборов. Она объяснила свое решение уважением демократических принципов и желанием укрепить выбранный прогрессистами вектор развития государства.

«Мы сказали, что выполним требование оппозиции по выборам, это важный демократический пункт. Но еще мы хотим иметь чистый мандат в будущем и быть суверенной страной. Нам нужно иметь четкое направление, в котором мы будем двигаться в дальнейшем. Хотим мы независимости или быть колонией», – заявил Вучич.

Объявление выборов повергло оппозиционные партии в шок. Кто-то открыто включал «заднюю», заявляя, что президент неправильно понял оппозицию, другие требовали отсрочки, поскольку в стране «нет подходящих демократических условий для проведения выборов».

Но Вучич был решителен, заявив в телеобращении к нации: оппозиция получит то, чего хотела. Он сообщил, что выборы пройдут не только на республиканском, но и на местном уровне. Прежде всего в Белграде, где по традиции силы прозападной части оппозиции сильны.

1 декабря Республиканская избирательная комиссия (РИК) утвердила окончательный список участников выборов, в который вошли 18 партий и коалиций. Первым регистрационные документы вместе с необходимыми для допуска на выборы 10 тыс. подписей поддержки избирателей в РИК передал блок «Александар Вучич – Сербии нельзя останавливаться», сформировавшийся СПП, которую до мая 2023 года возглавлял сам президент. Несмотря на то что в партийном списке СПП первую строчку занимает уже не глава государства, а министр обороны Милош Вучевич, предвыборная кампания прогрессистов строится на принципе «за или против президента». При этом СПП не устает напоминать избирателям, что их голос в поддержку любого из представителей оппозиции на самом деле является голосом поддержки лидеру прозападной оппозиции Драгану Джиласу и его Партии свободы и справедливости (ПСС).

Главным козырем партии Вучича остается то, что вопреки бесконечным утверждениям оппонентов президент не признал независимость Косово и не согласился присоединиться к антироссийским санкциям Запада, что отвечает интересам и требованиям большей части общества. Притом что СПП выступает за членство Сербии в ЕС, партия заявляет, что намерена продолжать независимую внутреннюю и внешнюю политику, направленную на сохранение дружественных и партнерских отношений как с Западом, так и с Востоком. Прогрессисты намерены продолжать курс экономического развития, успешность которого признают и европейские структуры.

В этом партийном списке оказались имена кандидатов в депутаты из коалиционных с СПП партий: Движения социалистов Александара Вулина (бывшего главы сербского аналога КГБ), Социально-демократической партии Сербии Расима Ляича (одного из лидеров мусульманского населения Санджака – региона на юго-западе Сербии), Партии объединенных пенсионеров Сербии, партии «Здоровая Сербия», Сербской народной партии Ненада Поповича (экс-министра без портфеля, претендующего на роль куратора сербско-российских проектов) и Сербского движения обновления Вука Драшковича, бывшего националиста, переквалифицировавшегося в лоббиста интересов НАТО и ЕС. Компания пестрая, но почти не отличающаяся от состава предыдущих выборов.

Вторую строчку в избирательном бюллетене заняли социалисты и их блок «Ивица Дачич – премьер Сербии». В коалицию с Социалистической партией Сербии (СПС) по традиции вошла партия «Единая Сербия» Драгана Марковича, а также партия «Зеленые Сербии». СПС – последовательный партнер СПП с 2012 года. Сохраняя независимую политику, социалисты застолбили за собой имидж «резервного полка» прогрессистов и всегда были готовы прийти на помощь в формировании парламентского большинства, за что при своих 10% поддержки избирателей получали министерские и прочие высокие посты. Наследники Слободана Милошевича с 2008 года неизменно были частью власти и «неизбежным партнером» всех сформированных за это время правительств.

Третья строчка досталась радикалам, последовавшим своему старому принципу «сами против всех». Список «Воислав Шешель – Сербская радикальная партия (СРС)» не стал создавать предвыборных коалиций. Воислав Шешель, бессменный лидер радикалов, победивший в одиночку Гаагский трибунал, повел партию на выборы под лозунгом «За Сербию в БРИКС!». Радикалы выступают за остановку процесса евроинтеграции Сербии и отказ от принятия любого плана по нормализации отношений между Белградом и Приштиной, не рассматривающего Косово и Метохию как неотъемлемую часть Сербии.

Под номером четыре – коалиция правой оппозиции в лице партии «Заветники» и движения «Двери», прозападные СМИ пытаются закрепить за ними имидж «ультраправых» за твердую позицию в защите традиционных ценностей и национальных интересов. И «Заветники», и «Двери» старались выдерживать независимую политику, однако до предыдущих выборов харизматичную Милицу Джурджевич-Стаменковски обвиняли в том, что она и ее партия выступают в роли «карманной оппозиции» президента Вучича. А Бошко Обрадовича, наоборот, уличали в связях с прозападной оппозицией. Коалиция выступает против вхождения Сербии в ЕС и НАТО, не поддерживает подписания западных планов по нормализации отношений с Приштиной. Выступает за тесные связи с РФ и нейтралитет Сербии.

Пятые в списке для голосования снова правые. Список «Милош Йовнович – надежда Сербии» сформирован кандидатами в депутаты от Новой Демократической партии Сербии (НДПС) и Движения за восстановление Королевства Сербия. Демократы и монархисты выступают за сохранение Косово в составе Сербии, а в качестве альтернативы вступления в ЕС предлагают развивать сотрудничество в рамках Европейского экономического пространства.

Шестая позиция досталась венграм. Союз воеводинских венгров (СВВ) – крупнейшая партия меньшинства в Сербии, к слову, не запятнавшая себя как националистическая или сепаратистская, в отличие от некоторых албанских и бошняцких (мусульманских) партий. Список «Союз воеводинских венгров – за нашего президента, за наше сообщество, за наше будущее» выступает в роли союзника СПП и поддерживает большую часть законопроектов правящей партии в парламенте. Основные пункты программы СВВ сводятся к борьбе с нелегальной миграцией – проблеме, актуальной для северных районов Сербии, населенных венграми, за продолжение евроинтеграции, стратегическое партнерство Сербии и Венгрии, а также права национальных меньшинств. СВВ поддерживает тесные связи с партией «Фидес» премьер-министра Венгрии Виктора Орбана.

Коалиция прозападных оппозиционных партий «Сербия против насилия – Мирослав Мики Алексич – Мариника Тепич» в выборном бюллетене идет под номером семь. Этот блок возглавляет ПСС олигарха Джиласа, бывшего мэра Белграда и главного политического оппонента Вучича. Однако Джилас поставил себя лишь на третью позицию в коалиционном списке кандидатов в депутаты, уступив лидеру Зелено-левого фронта Сербии Радомиру Лазовичу, в свое время возглавлявшему протестное движение «НЕ (у)топим Белград», и главе Народного движения Сербии Мирославу Алексичу, отколовшемуся от Народной партии Вука Еремича, бывшего министра иностранных дел Сербии и экс-председателя Генассамблеи ООН. Внутри коалиции нет четкого единства по ряду принципиальных для сербов вопросов, включая проблему Косово.

Этот выборный блок выступает за формирование технического правительства сроком на год сразу после выборов. За время своего мандата технический кабмин посвятил бы себя работе по декриминализации обстановки в стране, борьбе с ростом цен и освобождению СМИ, чтобы позже организовать новые «свободные выборы». Несмотря на внутренние разногласия оппозиционного блока, опросы показывают, что он гарантированно пройдет в парламент, добившись второго или третьего результата на выборах.

Далее по списку избирательного бюллетеня идут политические аутсайдеры, имеющие минимальные шансы на прохождение в Народную Скупщину, и партии национальных меньшинств. В отношении последних не действует правило 3% ценза, и распределение депутатских мандатов между ними идет пропорционально числу полученных голосов.

Большая часть политологов считает, что предстоящие выборы не изменят радикальным образом состав парламента и существенно не повлияют на предыдущий баланс сил. Самые смелые предположения делают только букмекерские конторы, активно начавшие принимать ставки на то, как сложится сербский политический пасьянс 2023 года. 

Белград


Читайте также


Америке досталось от Макрона сильнее, чем России

Америке досталось от Макрона сильнее, чем России

Данила Моисеев

В предвыборной речи французский лидер отметил важность курса на независимость Европы

0
1687
Достижению технологического суверенитета помешала терминология

Достижению технологического суверенитета помешала терминология

Анастасия Башкатова

В научной среде и на государственном уровне не сложилось четкого понимания, чего именно надо достичь

0
2462
Приоритеты внешней политики Польши серьезно изменятся

Приоритеты внешней политики Польши серьезно изменятся

Валерий Мастеров

Президент и премьер спорят об ответственности за размещение в стране ядерных боеголовок НАТО

0
1229
Российский бизнес хочет предсказуемости

Российский бизнес хочет предсказуемости

Ольга Соловьева

Чиновники обещают донастроить налоговую систему уже в мае

0
1414

Другие новости