0
1166
Газета Экология Интернет-версия

30.09.2002 00:00:00

"Отсель грозить мы будем шведу..."

Тэги: свалка, флот, корабль, мурманск


Затопленные гражданские суда и военные корабли лежат на дне Кольского залива, тесно прижавшись друг к другу. Сегодня в акватории их насчитывается около 120, и среди них есть даже суда союзных конвоев времен Великой Отечественной. Несанкционированная свалка судов угрожает экологии района, а в ряде случаев представляет и навигационную опасность.

Брошенные и затопленные суда ограничивают возможности хозяйственного использования прибрежных районов (развития прибрежного рыболовства, возрождения прибрежных поселков, разведения мари-культуры и т.п.). Находящиеся в них остатки нефтепродуктов несут потенциальную угрозу природной среде. И этот процесс только усугубляется продолжающимся сокращением военного флота, бесконтрольностью утилизации военного имущества. Нередко с выведенных из боевого состава флота и проданных в утиль кораблей снимают представляющий ценность металл, а корпуса бросают или затапливают. Многим памятна история бывшего сторожевого корабля "Резвый", который был затоплен у одного из причалов судоремонтного завода, расположенного в поселке Абрам-Мыс. Московская компания "Арсенал", которой принадлежит "Резвый", спокойно отнеслась к тому, что ее имущество затонуло в Кольском заливе, поскольку все самое ценное с корабля было уже снято и вырезано, а за его подъем со дна требовалось заплатить приличную сумму.

Наконец, стремительное развитие атомного ледокольного и военно-морского флотов превратило Кольский залив в один из самых потенциально опасных в радиационном отношении районов страны, а по некоторым аспектам - и всего северо-запада Европы. Считается, что радиационная обстановка в акватории залива находится в пределах допустимой нормы, но серьезную обеспокоенность экологов вызывают перегруженность хранилищ отработанным ядерным топливом и низкие темпы утилизации ядерных отходов.

Деятельность флотов и предприятий в акватории Кольского залива сегодня практически бесконтрольна. Если до 1995 года появление на поверхности залива большого мазутного пятна сопровождалось его немедленным обследованием с судов и вертолетов, то сегодня никто не может даже составить полноценную карту экологического бедствия, не говоря уже об устранении последствий таких ЧП. Конечно, если в заливе произойдет что-то серьезное, в дело вмешается областное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Мазут (как и другие загрязняющие вещества) оседает на дно залива, покрывает толстой пленкой его берега, выносится в районы прибрежного лова.

Ученые неоднократно пытались исправить положение. В 2000 году Морской биологический институт совместно с мурманским Гидрометом, гидрографической службой Северного флота частично восстановили мониторинг в Кольском заливе и прибрежных водах Баренцева моря. Однако денежных средств хватает только на организацию квартальных наблюдений, а ежемесячный контроль, так необходимый для получения общей картины и глубокого анализа, по-прежнему недоступен. По этой же причине нет и полноценного оперативного контроля над экологической ситуацией в заливе.

В конце 90-х годов областная администрация предприняла очередную попытку остановить процесс захламления залива корпусами старых кораблей. Постановлением губернатора области предусматривался перечень мер по очистке акватории залива от брошенных и затопленных судов. Однако из-за недостатка финансирования это постановление не выполняется, и залив продолжает превращаться в свалку. Отдельные организации в течение последних пяти лет утилизируют суда, стараясь очистить акваторию, но процесс этот идет медленно и хаотично. Тем временем к "полигону" отстоя судов в районе Белокаменки прибавились несанкционированные свалки в районе реки Лавна (12 судов), мыса Ретенский (16 судов), губы Тюва (10 судов).

Мнение заместителя директора мурманского филиала северо-западного межрегионального парламентского центра "Наукоемкие технологии и интеллектуальная собственность" Владимира Бахарева:

- Сегодняшнее состояние Кольского залива критическое, и оно усугубляется с каждым днем. Отрицательно сказывается на ситуации тот факт, что до сих пор в области нет единого органа, который бы планировал, регулировал и контролировал природоохранные мероприятия на побережье Баренцева моря и в акватории Кольского залива. Но проблема не только в этом. Побережье Баренцева моря до сих пор не включено ни в одну из действующих федеральных экологических программ. Хотя Кольский залив - федеральная собственность, и решать его экологические проблемы без поддержки федеральных структур просто невозможно.

Ну а пока - пока все ржавые корабли лежат на дне залива, мешая и военным морякам, и рыбакам.

Мурманск-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1634
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4114
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2271
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2566

Другие новости