0
1825
Газета Экономика Интернет-версия

14.09.1999 00:00:00

Ценовая лихорадка продлится недолго

Тэги: нефть, цены


Рост цен на нефть позволит нефтяникам инвестировать средства в развитие инфраструктуры)
НЕФТЯНОЙ бум потряс на прошлой неделе все мировые торговые площадки. В конце прошлой недели цена российской нефти в портах Средиземноморья достигла максимального уровня за последние два с половиной года - 22,59 долл. за баррель, а ее экспортная стоимость с доставкой в порты западной Европы составила 22,69 долл. за баррель. И это, видимо, не предел. Эксперты нефтяного рынка считают, что причиной ценовой эйфории во многом стал эффект ожидания новой встречи представителей стран - членов ОПЕК, на которой должен быть рассмотрен вопрос о дальнейшей поддержке рынка черного золота. Аналитики этой организации прогнозируют, что в четвертом квартале стоимость нефти повысится до 25 долл.

Российские эксперты во многом разделяют столь оптимистичные прогнозы своих зарубежных коллег, однако относятся к "рекордно высоким ценам" лишь как к кратковременному фактору. По мнению эксперта компании "АТОН", на какое-то время рынку удалось найти оптимальный уровень стоимости черного золота, и, видимо, до конца года она будет колебаться в пределах 15% - плюс-минус 3,5 долл.

Одной из главных причин нынешнего ценового всплеска является заявление руководства организации стран - производителей и экспортеров нефти. ОПЕК выполнит свое обещание о сокращении квоты на добычу и экспорт сырья в полном объеме. Таким образом, по крайней мере до марта следующего года не следует ожидать переизбытка черного золота на мировом рынке.

Многие эксперты склонны считать, что подобное положение будет сохраняться и в дальнейшем. Как неоднократно заявляли экономисты ОПЕК, для стран, входящих в эту организацию, 18 долл. за баррель - оптимальный порог стоимости черного золота. Превышение этого уровня может спровоцировать увеличение объемов экспорта нефти, добываемой в России и Европе, себестоимость которой в 2-3 раза выше, чем в странах ОПЕК. То есть при дальнейшем сокращении экспортных квот страны ОПЕК могли бы потерять не только экспортные прибыли, за счет которых во многом удается обеспечивать внутриполитическую стабильность, но и возможность корректировать правила игры на мировых рынках.

Другой причиной "ценового оптимизма" на рынке черного золота является сезонный фактор. По мере приближения зимы разница между мировым спросом на нефть и объемом ее предложения обычно возрастает. Так, по данным статистического управления Министерства энергетики США, запасы сырой нефти за последний месяц сократились на 4,5 млн. баррелей, или на 1,4%.

Кроме того, любую тенденцию на повышение сопровождает спекулятивная волна, на которой делаются по-настоящему большие прибыли. Однако, по мнению аналитиков компании "Тройка-диалог", спекулятивный всплеск цен никогда не бывает долгосрочным и может продержаться максимум 2-3 месяца. Скорее всего спад цен начнется параллельно с окончанием действия сезонного фактора.

Повышение мировых цен на нефть экспортерам выгодно всегда, даже при том, что за их счет государство пополняет 40% своего бюджета. По мнению главы Минтопэнерго Виктора Калюжного, даже при повышении экспортной пошлины сырья до 7,5 евро за тонну объем добычи нефти может быть увеличен до 320-325 млн. тонн в год. А переход цены барреля за отметку в 17 долл., по словам экс-министра Сергея Генералова, дает отечественным компаниям возможность не только расплачиваться с налоговой инспекцией "живыми" деньгами на 100%, но и инвестировать средства в развитие производства.

В прямо противоположной ситуации оказались российские автомобилисты. Любителей быстрой езды мало успокаивает, что причина повышения цен на моторное топливо кроется в банальном совпадении двух тенденций - повышения мировых цен на нефть и падения курса рубля. Однако несмотря на введение с 1 октября экспортной пошлины на бензин в размере 20 евро за тонну, количество жертв кризиса, вероятно, продолжит увеличиваться.

По мнению экспертов фонда стратегических исследований в ТЭКе, вводимая правительством пошлина вряд ли будет носить запретительный характер. Если компании экспортировали нефтепродукты в начале года, когда они стоили 115-120 долл. за тонну, то сейчас, когда их цена поднялась до 180-185 долл., экспорт будет по-прежнему рентабельным. Однако компенсировать издержки от потери экспортных прибылей на внутреннем рынке компании все равно будут. Так что по самым пессимистическим прогнозам, литр бензина может стоить в среднем 10 рублей за литр, по более оптимистичным - 7-8 рублей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1075
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2962
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1662
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2025

Другие новости