0
1165
Газета Экономика Интернет-версия

28.10.1999 00:00:00

Надежды Баку не оправдались

Тэги: нефть, Азербайджан


ЗАВЕРШИВШИЙСЯ на днях заключительный раунд американо-азербайджанских переговоров о строительстве основного экспортного трубопровода Баку-Джейхан (Азербайджан-Турция) в очередной раз продемонстрировал раскол в западной политико-экономической элите. Несмотря на то что официальные представители США не раз заявляли о стратегической необходимости реализации этого проекта, нефтяные магнаты, похоже, пока не готовы его профинансировать. Наиболее ярко это подтвердила путаница в позиции англо-американской корпорации "Бритиш Петролеум-Амоко". Хотя на прошлой неделе президент Азербайджана заявил о том, что "БиПи" готова гарантировать строительство азербайджанско-грузинского участка магистрали, в офисе компании эту информацию активно опровергают. При этом, по мнению западных экспертов, заявления ее менеджеров о геополитической целесообразности проекта следует оценивать не серьезнее, чем публичную уступку администрации США, однако до реального финансирования, видимо, еще очень далеко.

Потенциальные инвесторы до сих пор не знают главного - есть ли вообще "большая нефть" в азербайджанском секторе Каспия. По различным сведениям, извлекаемые запасы этого региона оцениваются в 6-80 млрд. тонн, причем, по мнению ряда российских экспертов, реально следует рассчитывать не более чем на 10-20 млрд. Причем для извлечения большого количества нефти Каспия необходимо в несколько десятков раз увеличить инвестиции, которых пока явно недостаточно.

Не случайно на прошлой неделе руководство Азербайджанской международной операционной компании (АМОК) направило в адрес казахстанских нефтедобывающих компаний запросы о готовности предоставления сырья для возможной загрузки магистрали Баку-Джейхан. Однако всерьез рассчитывать на казахстанское сырье также не приходится. Во-первых, из-за продолжающегося строительства проекта КТК, который, как ожидается, уже в 2001 г. сможет транспортировать через территорию России порядка 22 млн. тонн нефти в год, с последующим расширением экспорта до 67 млн. тонн. Во-вторых, не следует забывать и о политической ориентации официальной Астаны, которая последнее время склоняется скорее в пользу Москвы, нежели Вашингтона. Все это ставит под вопрос перспективу транзита казахстанской нефти по магистрали Баку- Джейхан.

При этом следует учитывать, что лоббируемый американцами проект трубопровода - далеко не единственный в азербайджанском регионе. В настоящее время здесь уже действует магистраль Баку-Супса, по которой прокачивается порядка 2,5 млн. тонн нефти в год, при этом сейчас идет речь о строительстве второй ветки. И хотя на днях первый вице-президент Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) Ильхам Алиев заявил о нецелесообразности экспорта "ранней" нефти с месторождений Азери-Чираг-Гюнешли по так называемому западному, или грузинскому, трубопроводу, что могло бы увеличить его пропускную способность с 6 до 7-8 и более млн. тонн нефти в год, вряд ли подобный аргумент убедит инвесторов в резонности реализации проекта Баку-Джейхан.

Не следует забывать и о российском транзите азербайджанской нефти по магистрали Баку-Новороссийск. В этом году из-за обострившегося чеченского конфликта 2,2 млн. тонн бакинского сырья транспортируется по железной дороге в обход мятежной территории. Однако с завершением строительства обходной ветки трубопровода по территории Дагестана, которое должно начаться сегодня и на которое, предполагается затратить 6-8 месяцев, снова появляется возможность стабильной работы "северного маршрута", что, по словам главы российского Минтопэнерго Виктора Калюжного, может снять необходимость доставки нефти по маршруту Баку-Джейхан.

Другой важной проблемой, которую вот уже не один год пытаются решить сторонники маршрута на Джейхан, являются военно-политические риски, связанные с неурегулированностью вопроса о Нагорном Карабахе. На прошлой неделе об этом шла речь на переговорах спецпредставителя госдепартамента и президента США по новым независимым государствам Стивена Сестановича, а также американским сопредседателем Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху Кери Ковано с президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым и уже экс-главой азербайджанского же МИДа Тофиком Зульфугаровым. Судя по всему, сторонам удалось выйти на определенный компромисс (подробнее см. стр. 5), однако на его реализацию тоже нужно время.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
649
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
824
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
698
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
564

Другие новости