0
1494
Газета Экономика Интернет-версия

16.11.1999 00:00:00

АПК без господдержки не выживет

Тэги: аграрный кризис, сельское хозяйство


Многие страны выход из кризиса начинали с подъема сельского хозяйства.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ аграрного кризиса в России осуществлено множество мероприятий. Только за период с ноября 1990-го. по март 1999 г. были приняты 42 закона, 34 указа президента и 152 постановления правительства. Несмотря на многочисленность и разнообразие мер, большинство из них решало частные проблемы. Документы, как правило, предусматривали меры государственной поддержки производства путем выделения финансовых или материально-технических средств, ослабления налоговых обязательств, иных мер.

Многие предложения были достаточно конструктивны и содержали не только идеи оптимизации аграрного сектора, но и проработанные механизмы их осуществления. Однако абсолютное большинство их носило узковедомственный характер, а аграрный сектор рассматривался в отрыве от экономики страны в целом.

Большая часть кардинальных мер, примененных руководством страны, носила не экономический, а политический характер. Принудительное изменение (на основе приватизации) прежних и создание новых форм собственности, земельный передел, разрушение существовавших организационных институтов управления АПК, системы госрегулирования и поддержки его, развал сельскохозяйственной науки - вот неполный перечень таких мероприятий. В результате прежний экономический механизм аграрного сектора, осуществлявший важнейшую функцию - обеспечение продовольственной безопасности государства, был разрушен, а новый не построен.

Наиболее серьезным тактическим просчетом, определившим неподготовленный и поспешный слом существовавшей аграрной системы без разумной альтернативы, стал отказ от экономически важного этапа любого реформирования - переходного периода. Осознание необходимости перемен, обучение руководителей, специалистов и практических работников новым методам хозяйствования, разработка методик перехода от централизованно регулируемой экономики к рыночной, создание новых структур и механизмов было для России объективной необходимостью.

Главным стратегическим недостатком аграрных реформ следует считать отсутствие специального сельскохозяйственного закона, в котором были бы сформулированы основные цели и задачи аграрной политики государства на переходный период, научно обоснованные программы и механизмы их исполнения.

Мировой опыт показывает, что перестройка аграрного, наиболее сложного и жизненно необходимого сектора экономики, проводилась по следующей схеме:

- детальный анализ существующего положения с объективной оценкой отрицательных и положительных сторон работы аграрного сектора;

- разработка стратегических и тактических направлений и программ производственно-экономического и организационно-хозяйственного развития аграрного сектора и механизмов их осуществления;

- реализация в переходный период необходимых мер социально-экономической адаптации населения сельских районов, непосредственно участвующих в аграрной реформе;

- обеспечение необходимых материально-технических и финансовых средств на весь период реформ, но особенно на первом этапе реформирования, когда прежние механизмы уже не работают, а новые еще не включились в производство;

- обучение руководителей, специалистов, всех, непосредственно участвующих в реформировании АПК, новым приемам и механизмам;

- широкое ознакомление общества с основными целями и задачами реформы, аргументированное разъяснение важности, необходимости намеченных мер, возможных издержек и трудностей, связанных с переходом на более высокий уровень управления и хозяйствования;

- оформление правовой базы реформирования на основе принятия специального сельскохозяйственного закона, действующего в течение стольких лет, сколько их требуется для решения поставленных задач или определения правильности новой стратегии и тактики;

- осуществление действенного контроля государства и общества за ходом реформ, гласности, открытости при осмыслении и определении их результатов на всех этапах реформирования.

Даже беглое знакомство с приведенной схемой убеждает в том, что в России отсутствовала долговременная и стабильная аграрная политика. Исходя из этого понимания необходимо прежде всего сформулировать концептуальные принципы сельскохозяйственной стратегии.

Главной стратегической задачей аграрной политики государства является обеспечение продовольственной безопасности страны, а именно обеспечение населения жизненно важными продуктами питания из собственных источников и доступность их всем гражданам страны в объемах и ассортименте, максимально удовлетворяющих необходимые и полезные потребности. Неотъемлемая часть этой задачи - активное участие страны во внешней торговле сельскохозяйственными продуктами.

Совершенствование хозяйственного механизма АПК, оптимизация и реорганизация сельскохозяйственного производства проводится на основе использования законов рыночной экономики при всестороннем государственном регулировании и поддержке этого процесса.

Меры государственной поддержки имеют целевой характер. Они направлены, во-первых, на производство конкретных сельскохозяйственных продуктов, обеспечивающих по виду и объему уровень необходимой продовольственной безопасности страны, во-вторых, осуществляются в отношении производителей этих видов продукции независимо от формы собственности.

Использование материально-технических и финансовых средств при реализации государственных программ осуществляется исключительно на основе принципа максимизации экономического эффекта и минимизации потерь.

Учитывая сложность и многообразие проблем, стоящих перед аграрным сектором экономики, предлагаемая концепция носит комплексный характер, т.е. предусматривает использование различных форм прямой и косвенной поддержки посредством применения множества программ.

Комплексность, проблемный подход, разнообразие новых мер и механизмов, высокая значимость продовольственной проблемы предполагают продолжительность освоения и совершенствования новой аграрной политики. Это обусловливает необходимость ее юридического оформления в виде специального сельскохозяйственного закона сроком на 5 лет.

В концепции рассмотрены меры, направленные на решение проблем, сложившихся собственно в сфере сельхозпроизводства и частично в сфере переработки и хранения сельхозпродукции. Авторы считают, что положительные перемены в этих сферах аграрной экономики позволят значительно улучшить состояние сельскохозяйственного машиностроения.

Мероприятия по поддержке производства сельхозпродукции государство проводит в целом ряде направлений. Основным блоком являются программы прямой поддержки цен и дохода сельхозпроизводителей. Именно они должны стать основной движущей силой в аграрном секторе экономики.

Учитывая, что программы прямой поддержки цен и дохода являются основными, коротко охарактеризуем их.

Предложения по составу программ этого блока были разработаны после анализа современных механизмов госрегулирования, который показал, что существующая система прямой поддержки нуждается в значительном реформировании. Предполагается, что новыми условиями реформы станут:

- введение долгосрочных (на несколько лет) программ прямой поддержки сельхозпроизводителей;

- отказ от прямых дотаций и компенсаций;

- переход к экономически обоснованной поддержке, стимулирующей рост эффективности производства. Предполагается внедрение ценовой поддержки на продукцию на уровне, соответствующем средней для данной отрасли экономической эффективности. Исключением (на ближайшие годы) является поддержка племенного животноводства и элитного семеноводства путем дотирования;

- отказ от прямого субсидирования средств производства;

- введение нормативного регулирования первой сферы АПК, которое ограничит рост цен на используемые в сельхозпроизводстве ресурсы.

Наиболее важной является программа подтоварного кредита (ПК), которая направлена на поддержание цен и доходов при производстве зерновых, масличных культур и молока. Она предназначена не только для создания экономических предпосылок производства необходимого количества продукции, но и для экстренного пополнения оборотных средств предприятий.

Механизм реализации этой программы в отношении указанных видов продукции различен. Так, поддержка зерновых и масличных культур осуществляется напрямую. Молоко - поддержкой цен на ряд основных видов молочной продукции - масло сливочное, сухое молоко и сыр. Государство гарантирует минимальные залоговые цены подтоварного кредита на эти виды продукции, одновременно устанавливая минимальные закупочные цены на молоко, используемое в качестве сырья при их производстве. Таким образом, в данном случае поддержка производства сельхозпродукции происходит путем поддержания перерабатывающих предприятий с одновременным контролем их поведения на рынке сырья.

Аналогично работает и программа кредита под товарные сертификаты, которая направлена на поддержку (исключая молоко) животноводческой продукции - говядины, свинины, мяса птицы, яйца.

Несмотря на сходство, механизмы обеих программ, степень и характер государственной поддержки их реализации различны.

Главной особенностью программы подтоварного кредита является полное обеспечение финансовыми ресурсами и субсидирования за счет бюджета.

В отличие от подтоварного кредита программа кредита под товарные сертификаты будет поддерживаться государством лишь посредством создания необходимой инфраструктуры - законодательной, нормативной, регулирующей и - лишь в незначительной степени - прямой финансовой поддержкой. Практически эта программа является разновидностью программы государственных гарантий кредита.

Указанные программы могут проводиться и в товарном варианте - товарный кредит под залог продукции или товарные сертификаты, - когда производителю вместо денег предлагаются на выбор элитные семена, ГСМ, удобрения, пестициды, машины, оборудование и т.п. В условиях дефицита ресурсов такой вариант кредитования приобретает особую значимость.

Действие программ этой группы в определенной мере усиливается программами из групп "стабилизация дохода" и "стимулирование инвестиционной активности".

Важную роль на первом этапе планируемых аграрных преобразований должна сыграть работа по реструктуризации задолженности сельхозпредприятий. Это позволит устранить ряд негативных условий - таких, как существование многих неперспективных хозяйств и наличие значительной задолженности у предприятий, блокирующей нормальные кредитно-денежные операции.

Программы в области регулирования рынка сельхозпродукции отличаются незначительным уровнем финансирования и высокой отдачей, в особенности если они применяются впервые на нерегулируемом или слабо регулируемом рынке.

Первоочередные мероприятия этого направления могут быть объединены в три группы:

- рационализация взаимодействия участников рынка;

- развитие инфраструктуры рынка сельхозпродукции и продовольствия;

- стимулирование спроса на сельхозпродукцию и его структуры.

Хотя программы в области научно-информационного обеспечения на первый взгляд выглядят второстепенными на фоне острых проблем АПК, опыт передовых стран мира показывает, что научное и информационное обеспечение аграрного сектора является действенным фактором интенсификации и повышения эффективности производства.

Особенно важными представляются меры в отношении аграрной науки. В рамках НАП предусматривается реформирование механизма организации научных исследований и системы ее финансирования.

В сфере внедрения предусматривается всемерная поддержка программы информационно-консультативной службы, наиболее удачного государственного проекта в аграрной области.

Основная цель мероприятий в области внешней торговли - определение главных принципов внешней политики России в торговле сельскохозяйственными товарами и механизмов ее реализации.

Предполагается, что решения по регулированию экспортно-импортных операций должны (наряду с обязательствами в международных организациях, например, Всемирной торговой организации) приниматься в контексте и с учетом основных задач внутренней аграрной политики, а именно обеспечения продовольственной безопасности страны.

По целевому предназначению предлагаемые к реализации программы этого направления условно разделены на три основные группы, рассчитанные на:

- рост эффективности управления внешнеторговыми операциями;

- оптимизацию спроса и предложения на рынке сельхозпродукции;

- содействие росту эффективности производства.

Вышеперечисленные направления аграрной политики и соответствующие им программы направлены на обеспечение продовольственной безопасности страны и потому являются первостепенными.

Основной целью НАП в области развития сельских регионов является восстановление роли федерального правительства как гаранта развития социально-экономической инфраструктуры сельских регионов. Основной является существующая программа "Социальное развитие села на 2000-2005 годы", в которой требуется повысить роль правительства в части перераспределения средств государственного бюджета. n


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
845
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
454
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2754
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2179

Другие новости