0
1232
Газета Экономика Интернет-версия

23.06.2000 00:00:00

Венчурный рай

Гэри Бэкер

Об авторе: Гэри С. Бэкер - Нобелевский лауреат по экономике, профессор экономики и социологии в Университете Чикаго и старший научный сотрудник в институте Гувера Станфордского университета

Тэги: технологии, финансирование, Силиконовая, долина


Рисунок Вадима Мисюка

ВЗЛЕТ индустрии dot.com, возможно, и приостановился на какой-то момент, но это не останавливает правительства разных стран в их желании развить свои собственные индустрии высоких технологий. Действительно, многие страны завидуют Силиконовой Долине возле Сан-Франциско, мировому центру компьютерного, программного и интернетовского бизнеса. Инвестиции Майкрософта в Кембридж в Англии и 200 миллионов долларов, подаренных Билом Гейтсом этому древнему университету на стипендии для студентов технологического отделения со всего мира, помогли Кембриджу стать мощным центром технологических инноваций. Города и университеты по всему миру теперь хотят занять свое место в этом процессе.

Действительно, по всей Европе и Азии страны или уже начали, или решают начать выдачу государственных субсидий на развитие своих собственных хай-тэковских групп. Имея опыт наблюдения за Силиконовой Долиной в течение многих лет моего пребывания в институте Гувера Станфордского университета, я уверен, что для развития динамичных промышленных групп необходимо гибкое экономическое окружение, а не государственная промышленная программа.

Силиконовая Долина началась в 1950-х годах со скромного плана Фредерика Термана, дальновидного декана Станфордской инженерной школы, который предложил создать промышленный парк на неиспользуемой земле Станфорда. Несколько компаний приняли это предложение, но когда я впервые посетил Станфорд в 1960-х годах, эта территория была все еще сонной и не впечатляла.

Проект получил свое развитие в 1970-х годах с созданием персонального компьютера Apple, и с тех пор он начал свой стремительный взлет - за счет создания Интернета и огромного спроса на программное обеспечение. Сейчас в Силиконовой Долине работают миллион человек, у 40% из которых есть по крайней мере степень бакалавра, а больше чем треть из них родились за границей. Их привлекает хорошая работа с прекрасными возможностями и ранний доступ к новейшим разработкам на фронте высоких технологий.

Силиконовая Долина загружена компаниями-новичками и бывшими новичками, такими, как Intel и Cisco Systems, которые стремительно стали очень большими компаниями. Венчурные капиталисты инвестировали свыше 6 миллиардов долларов в новые или юные компании Долины в 1999 году. Самыми престижными личностями в этой Долине считаются те, кто может похвастаться, что они работают в компании-новичке.

Факультеты и выпускники сильных научных и инженерных отделений двух находящихся поблизости университетов - Станфордского и Калифорнийского в Беркли - играют лидирующую роль в формировании новых компаний. Хотя хорошие университеты и необходимы для развития этих промышленных групп, но этого недостаточно. Другие регионы с сильными научными и инженерными университетами, такие, как Университет Иллинойса в Урбане, не могут похвастаться многими хай-тэковскими компаниями.

Что бы ни заставляло Силиконовую Долину разрастаться, ее преимущества в привлечении качественного трудового и венчурного капитала умножались с ростом региона. Огромный источник инженеров, ученых и специалистов программного обеспечения доступен как для новых, так и для старых компаний. Талантливые специалисты наводняют регион не только из-за щедрых возможностей и достойной зарплаты, но и потому, что они уверены, что смогут найти другую работу, если их работодатель потерпит неудачу. Хотя смена работы и является обычным делом в Долине, уровень безработицы практически невысок.

Нововведения очень быстро распространяются в Силиконовой Долине частично за счет работников, которые меняют рабочие места. Как сказал Альфред Маршал, великий британский экономист конца XIX века, когда компании соотносящихся индустрий расположены рядом друг с другом, "секреты торговли перестают быть секретами, они распространяются как бы по воздуху". В этой ситуации трудно хранить секреты, но в то же время компании получают ранний доступ к инновациям своих соседей.

Гибкость трудового рынка Силиконовой Долины указывает на то, что страны, желающие развить свои хай-тэковские группы, должны обеспечить возможность легко нанимать и увольнять работников, а не устанавливать обязательные значительные выходные пособия или законодательные ограничения на количество рабочих часов. У компаний появляется больше побуждений нанимать дополнительных работников при формировании или расширении, если они смогут легко сократить рабочие места в случае ослабления спроса.

В США существует относительно мало препятствий для формирования новых компаний, поднятия частного капитала и выхода на уровень открытой акционерной компании. Здесь также разрешено нанимать ключевых работников на потенциально ценные доли акций, что позволяет сэкономить на "карманных" расходах. Хотя некоторые страны и начали снижать ограничения, которые затрудняют формирование и финансирование новых компаний, большинству все еще предстоит долгий путь к осознанию ценности предпринимательской активности.

Так, например, снижение искусственных препятствий к основанию компаний сильно отличается от щедрой программы субсидий, начатой недавно в Германии и некоторых других странах, отчаянно нуждающихся в более динамичной экономике. Субсидии приводят к созданию "безопасных" новых компаний, которые в основном отвечают на запросы бюрократов, а не рынка. Невероятная спонтанность, обретенная Долиной, не может быть воспроизведена за счет бюрократической поддержки.

Очевидно, что Силиконовая Долина росла со временем и практически без помощи государства. Крупнейшая попытка такой помощи на самом деле принесла региону вред. Соглашение между США и Японией в 1986 году, установившее "антидемпинговые" ограничения на импорт полупроводников из Японии, затормозило переход Силиконовой Долины на программное обеспечение и другие ценные дополнительные продукты и услуги. Непохоже, что промышленные программы, направленные на сектор высоких технологий в других странах, будут более эффективными, чем эта провалившаяся акция США.

Где располагаются промышленные группы - это, конечно, вопрос удачи и случая. Но история Силиконовой Долины показывает, что сильные университеты, гибкий трудовой и финансовый рынок и ограниченное количество препятствий на пути предпринимательства являются ключевыми в привлечении компаний высоких технологий.

╘ Project Syndicate, June 2000


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1524
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3920
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2179
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2455

Другие новости