0
941
Газета Экономика Интернет-версия

28.07.2000 00:00:00

Тарифы будут справедливыми

Тэги: МПС, тариф, перевозки, транспорт


ВПЕРВЫЕ после трехлетнего перерыва Министерство путей сообщения РФ планирует повысить с августа тарифы на внутренние грузовые перевозки, а с сентября - стоимость билетов на поезда дальнего следования.

Сейчас транспортная составляющая в стоимости основной номенклатуры грузов осталась на уровне 1997 года, что позволяет отечественным производителям конкурировать на мировом уровне. По большому счету в ожидаемом повышении цен нет ничего удивительного: динамика роста цен на товары и услуги развивалась с такой активностью, что просто не могла не затронуть железнодорожную отрасль. Для сравнения: если на авиационном, морском и автотранспорте тарифы за последние три года подскочили примерно втрое, то на стальных магистралях они снизились на 18%. Удивляет другое: как удалось руководству МПС параллельно с понижением тарифов значительно увеличить казну нашего государства?

Напомним, что в прошлом году железнодорожники заплатили в федеральный бюджет почти 15 млрд. руб., а в этом году отрасль планирует перечислить по меньшей мере 16 млрд. руб. При этом уже сегодня доля выручки за железнодорожные перевозки "живыми" деньгами превышает 94%. Напомним и еще один факт: не так давно МПС награждено федеральным призом "Добросовестный налогоплательщик" и является одним из немногих государственных учреждений, выполняющих налоговые задания на 100%.

Во многом эти достижения обусловлены проводимой МПС тарифной политикой. Ее главным принципом было и остается экономически обоснованное формирование цен. Если бы в отрасли не проводилась такая политика, то, как сказал руководитель МПС Николай Аксененко, "железные дороги захлебнулись бы в инфляционных процессах".

Что касается непосредственно тарифов, то их доступность для пользователей услугами железнодорожного транспорта стоила отрасли немалых трудов. Приходилось находить внутриотраслевые источники инвестиций, вести жесткий контроль над содержанием и использованием технических средств, сокращать затраты на все виды ресурсов.

Однако в этом году многое изменилось. Цены на электричество стали потихоньку "покусывать", в том числе и железнодорожников, а в довершение всего уже с 1 августа энергетики повышают свои тарифы на 35%. Это, по-видимому, и стало последней каплей в чаше терпения железнодорожников: последующее сдерживание тарифов на перевозки стало бы не только неразумным, но и губительным для отрасли, как впрочем, и для государства. И это не пустые слова: достаточно сказать, что российские железные дороги при протяженности, составляющей всего 7% от мировой сети, выполняют около четверти грузооборота и 15% пассажирооборота железных дорог всех стран мира. В России по стальным магистралям ежегодно перемещается до полутора миллиардов пассажиров и до миллиарда тонн грузов, что составляет почти половину пассажирооборота и около 80% грузооборота страны. Как объект государственной важности железные дороги достаточно чутко воспринимают любые удары экономики, в данном случае - "всеядное" повышение цен на электроэнергию.

Справедливости ради заметим, что на будущее повышение тарифов на перевозки повлияли не только цены на электроэнергию. Дело в том, что уже не первый год железные дороги терпят убытки от пассажирских перевозок.

Сегодня половина населения страны пользуется льготами на проезд в железнодорожном транспорте. В прошлом году потери МПС от предоставления льгот на проезд превысили 15 млрд. руб., а в этом году, по прогнозу МПС, могут быть еще больше. Выход? Безусловно, об отмене льгот на таком социально значимом виде транспорта, как железнодорожный, не может быть и речи, а вот об их упорядочении давно пора задуматься. Не секрет, что льготы зачастую раздаются без всяких на то оснований. Если еще учесть число гуляющих по стране "левых" удостоверений и проездных билетов, которые можно купить практически на каждом углу, ситуация складывается более чем критическая. Правда, МПС здесь не в силах что-либо изменить. Дела криминальные находятся в компетенции соответствующих органов точно так же, как и упорядочение льгот должно находиться, видимо, под жестким контролем социальных государственных структур. Со своей стороны МПС намерено организовать точный учет льготников по каждому ведомству с тем, чтобы впоследствии именно они возмещали убытки от пассажирских перевозок из своих собственных бюджетов.

Между железными дорогами и субъектами РФ были подписаны соглашения, согласно которым регионы должны были компенсировать убытки от эксплуатации малодеятельных линий в размере 167 миллионов рублей. Однако регионы смогли выделить только 89,3 миллиона рублей.

Сегодня пассажир, приобретая билет на поезд дальнего следования, оплачивает лишь 42% его стоимости, а в пригородном сообщении - 22%. Поскольку регионы возмещают только часть убытков, железнодорожникам приходится самим компенсировать затраты на пассажирские перевозки. В частности, МПС применяет механизм перекрестного субсидирования за счет грузовых перевозок. Пока неизвестно, будет ли этот механизм применяться и после августовского повышения тарифов, однако железнодорожники не скрывают, что все ресурсы по поиску средств сегодня исчерпаны.

Гибкая тарифная политика МПС оказывает положительное влияние на развитие морских портов. Так, с целью поддержки малых портов установлены спецставки на перевозку угля, металлопродукции и импортной хромовой руды. На предельно низком уровне еще в прошлом году были установлены тарифы на перевозку транзитных контейнеров из стран Азиатско-Тихоокеанского региона по направлениям в страны Западной Европы, Финляндию, Афганистан. С января этого года действуют дополнительные пониженные тарифы на перевозки отдельных грузов в международном сообщении. Словом, взаимодействие морских и железнодорожных администраций идет полным ходом, о чем свидетельствует статистика: уже за первые три месяца этого года переработка грузов в морских портах увеличилась на 20% по сравнению с этим же периодом предыдущего года. Примерно такими же темпами растет и грузооборот.

Несмотря на то что МПС является одним из основных доноров российской экономики, железнодорожный транспорт находится сегодня в сложнейшем положении: стареют основные фонды, возрастают убытки от пассажирских перевозок, остро стоит проблема выведения из состава железных дорог убыточных и малодеятельных линий. Только с начала этого года в результате общего роста цен в промышленности и увеличения энерготарифов эксплуатационные расходы железных дорог взлетели на 56%. Есть опасность, что из-за недостатка финансовых средств железнодорожники не смогут в полной мере осуществить намеченную на ближайшие годы программу материально-технической базы отрасли, без чего невозможно будет удерживать грузовые и пассажирские тарифы на приемлемом уровне. Понятно, что реализация этой программы выгодна как самим транспортникам, так и субъектам РФ, их исполнительным и законодательным органам власти. Кстати, недавно МПС представило губернаторам и руководителям администраций новую программу сотрудничества с учетом изменившихся экономических реалий и новых задач, которые должны способствовать развитию и регионов, и федеральных железных дорог. Кроме того, на прошедшем недавно заседании коллегии МПС Николай Аксененко еще раз подчеркнул, что новые ставки на железнодорожные перевозки не берутся с потолка, а формируются исходя из нынешней экономической ситуации.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
657
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
574
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
687
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
477

Другие новости