0
1180
Газета Экономика Интернет-версия

04.08.2001 00:00:00

Золотой ключик

Игорь Лисиненко

Об авторе: Игорь Васильевич Лисиненко - доктор экономических наук.

Тэги: реформа, энергетика, чубайс


Реформа электроэнергетики стала уже привычным политическим сериалом. При этом сам процесс борьбы вокруг реформы, сюжет текущих аппаратных интриг затмили суть проблемы: какие аргументы выдвигает каждая сторона и кто же, собственно, прав?

Обычная практика в энергетике цивилизованных стран не может стать веским аргументом в пользу одной из концепций, поскольку единого рецепта не существует. В развитых странах действуют самые различные модели этой отрасли: от полной "зарегулированности" государством и доминирования госмонополии (Греция, Франция) до фактически свободного рынка и господства частного сектора в сфере энергетики (Великобритания, Скандинавские страны). Правда, при этом ни там, ни там серьезных перебоев с электричеством не возникает.

Исключение, подтверждающее правило

Главная причина проблемы видится в том, что естественные монополии - некое исключение из законов свободного рынка. И поэтому ошибкой является попытка рационализировать энергетическую отрасль, подгоняя ее под лекало законов рыночной экономики.

Случай России особенно специфичен, и какой-либо стандарт к нему тем более не подходит. Когда в одной части страны ночь, в другой - день, это дает уникальную возможность сглаживать пиковые нагрузки. Но для этого требуется единая энергетическая система, управляемая из Центра. То есть сколько ни говори о пользе конкуренции, ни ссылайся на чей-то зарубежный опыт, а в России сеть должна быть единой, поскольку территория страны лежит в одиннадцати часовых поясах.

Другая специфика нашей страны состоит в том, что именно такая модель энергетики, которая сложилась с советских времен, служит одной из основ конкурентоспособности российской экономики и российских геополитических интересов. Похожую роль играет и ряд других сверхмонополий.

Так исторически сложилось, что стоимость этой "монопольной" составляющей по мировым меркам низка - как из-за низких цен и тарифов, так и по причине распространенных в силу безнаказанности неплатежей. Тем самым сверхмонополии фактически постоянно дотируют российскую экономику, поддерживая в той или иной степени конкурентоспособность многих отраслей.

Сложившиеся технические особенности структуры сверхмонополий - прежде всего их "интегрированность", способность связывать отдельные части страны - поддерживают геополитические интересы России.

Застой по Чубайсу

Что касается собственно электроэнергетики, то тут задачи первого плана - сохранить техническую интеграцию и относительно низкие цены энергии. Как эти задачи решить?

На первый взгляд ближе к ответу концепция Чубайса, которая обещает сохранить сверхмонополию в энергетике (в части передачи энергии), одновременно сдерживая рост тарифов. Однако кое-что в этой концепции противоречит поставленным задачам.

Скажем, предлагается установить единую монополию не только на магистральные, но и на распределительные сети (регионального и местного уровня). Что это значит?

Представим, что по аналогии федеральный Центр установит монополию на все автомобильные дороги вплоть до проселочных. Чтобы, допустим, какой-то агрофирме возить свое зерно на элеватор, требуется соорудить пару километров дороги до ближайшего шоссе. Но для этого необходимо одно из двух: либо ехать за разрешением в Москву, либо ждать, пока у Москвы дойдут руки до этого проселка...

Абсурд? Но как раз похожая картина может получиться и с энергетикой. Представьте ситуацию, когда производитель энергии "А" готов предложить потребителю "В" энергию, для чего необходимо протянуть между ними дополнительную или увеличить пропускную способность уже существующей линии. Однако в стране установлена монополия на все сети передачи энергии┘

Выходит, попытка возвести в абсолют интеграцию энергетических сетей чревата застоем и тем, что система будет местами деградировать.

С другой стороны, либерализации требует сфера распределения и доставки энергии на региональном и местном уровнях. Тогда производители и потребители смогут и будут стремиться выстраивать линии навстречу друг другу. Это, во-первых, упрощает доступ к энергии и, следовательно, удешевляет ее, а во-вторых, приводит к установлению новых связей в системе, к новым возможностям. Получается, что определенное организационное и экономическое разделение сетей ведет к их технической интеграции. "Горизонтальная" сетевая монополия на федеральном уровне вполне может сочетаться с вертикальной интеграцией на локальном уровне. Это только усилит техническую интеграцию всей системы в масштабах страны.

Оказывается, сетевая монополия, возведенная в абсолют, далеко не идеальна с точки зрения интересов энергетики. Не стоит ставить знак равенства между технической и экономической интеграцией энергетики: в ряде случаев путь к технической интеграции энергосистемы (а именно она нужна с точки зрения национальных интересов) пролегает через экономическую и юридическую дезинтеграцию.

И хотя концепция Чубайса небезупречна с экономической точки зрения, в споре с ней оппоненты пока проигрывают. Только ли аппаратные "расклады" тому причиной?

Вершки и корешки

Прежде всего за спорами о том, нужно ли "распиливать" ЕЭС или нет, как-то потерялся, пожалуй, более важный вопрос: кому при таком "распиле" достанутся "вершки", а кому "корешки"? Косвенно - быть может, сами того не желая, - на этот вопрос отвечают сторонники концепции Чубайса.

Для чего, по их словам, затевается реформа? В первую очередь для того, чтобы привлечь в энергетику инвестиции. А что мешает это сделать сегодня? "Да кто же станет инвестировать в компанию с такими долгами, нерыночными обязательствами, низкими прибылями┘"

Реформа, затеваемая по инициативе верхушки РАО "ЕЭС России", внешне очень походит на попытку "очистить" одни части энергетики за счет других. Не выйдет ли так, что долги за мазут, уголь и газ, обязательства "не отключать" длинный список потребителей и другие проблемы останутся "висеть" на новообразованных генерирующих компаниях?

Но при этом из недр запутавшегося в проблемах и противоречиях РАО "ЕЭС России" выйдет "вся в белом" сетевая сверхмонополия, чистая перед кредиторами и только стригущая купоны за перетоки, так называемую транспортную составляющую тарифа?

Государству такая схема весьма выгодна. Во-первых, она сулит дополнительные доходы бюджету: в руках государства остается идеальный финансовый донор - сетевая монополия. В то же время самая проблемная часть энергетики - загруженные обязательствами электростанции - приватизируется.

Вдобавок федеральный Центр по идее сможет более эффективно управлять новой государственной монополией, чем нынешней энергосистемой. И теми, кто будет зависеть от сети, то есть буквально каждым регионом. А это прекрасный дополнительный рычаг для выстраиваемой вертикали власти.

Помимо такого выгодного для федерального Центра дележа "вершков" и "корешков" концепция РАО подразумевает возможность сдерживания роста тарифов, что так важно в канун будущих выборов.

Но выгода эта иллюзорна и скоротечна. Если государство начнет на практике использовать такие приемы повышения своей капитализации, то очень быстро наступит момент, когда из системы начнут выпадать частные генерирующие мощности, останавливаться заводы и замерзать регионы. Ведь фактически выбирается путь на максимальную выгоду сейчас, без прогнозирования долгосрочных последствий. А какими они могут быть, мы уже знаем.

До Урала и дальше

Сколько бы рациональных зерен не содержали альтернативные концепции реформы энергетики, их слабость в том, что они идут вразрез с объективными политическими интересами федерального Центра. В концепции же Чубайса, может и небезупречной с экономической точки зрения, спрятаны сильные политические козыри, что делает ее предпочтительной для власти.

Если дело пойдет по сценарию Чубайса, то те, кому достанутся рычаги управления в новой сетевой компании, получат в свои руки не только великолепный финансовый источник, но и ключ к управлению многими политическими процессами. Вопрос только в том, сумеет ли государство стать реальным хозяином этого золотого ключика? Или он попадет в чьи-то чужие руки, превратившись в отмычку от дверей в большую политику? Кто возьмется ответить на этот вопрос однозначно?

Между тем в запасе у России есть уникальная возможность без большого риска реализовать оба подхода к реформированию электроэнергетики. На карте России совершенно отчетливо видно, что от Урала до Дальнего Востока наши облэнерго расположены почти в линию, а их 6-часовая разница во времени диктует необходимость наиболее полного использования генерирующих мощностей. Так что здесь без федеральной компании в варианте Чубайса в принципе не обойтись. Но на Европейской части России, где облэнерго представляют собой "горошины на блюдце", генерирующие мощности и передающие линии будто бы специально скомпонованы так, чтобы поддерживать архитектуру из вертикально интегрированных областных компаний. Разница во времени - всего 2 часа - не предполагает масштабной переброски мощностей, настройка пар производитель-потребитель будет происходить, естественно, рыночным путем.

Таким образом, каждому из вариантов реформы может хватить оперативного простора для эффективной реализации, что невозможно в полной мере в случае внедрения одного из вариантов на всей территории России. Да и долги в этом варианте делить будет проще.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2140
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4864
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2667
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3073

Другие новости