0
1136
Газета Экономика Интернет-версия

28.09.2001 00:00:00

Комментарий Анны Сысоевой, руководителя группы экспертов по разработке новой редакции проекта закона о несостоятельности (банкротстве)

Тэги: банкротство, закон


НАИБОЛЬШИЙ интерес вызывает процедура возбуждения производства по делу о банкротстве. Этот вопрос стал особенно актуален после признания Конституционным судом Российской Федерации не соответствующей Конституции РФ статьи 56 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Эта статья позволяла вводить процедуру наблюдения на стадии возбуждения производства по делу о банкротстве на основании заявления о признании должника банкротом без предоставления должнику возможности своевременно заявить свои возражения. По мнению Конституционного суда РФ, такой порядок существенно ущемлял интересы должника.

Рабочей группой Государственной Думы предложена новая редакция статьи 56 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", которая предусматривает, что вопрос о введении наблюдения рассматривается на специальном заседании Арбитражного суда в течение двадцати дней с момента принятия заявления о признании должника банкротом с участием лица, подавшего такое заявление, и должника. Таким образом, у суда появится возможность выслушать возражения должника, будет сохранено конституционное право должника на судебную защиту.

Права должника не будут ограничиваться на основании определения о принятии заявления. Такая формулировка предусматривает право должника погасить в установленный срок задолженность и избавить себя от процедуры банкротства.

Кроме того, если в заседании Арбитражного суда требование лица, обратившегося с заявлением о банкротстве должника, будет признано необоснованным, суд вынесет определение об отказе во введении наблюдения и об оставлении заявления без рассмотрения. Как определение о введении наблюдения, так и определение об отказе во введении наблюдения могут быть обжалованы.

Новая редакция:

"Статья 56. Введение наблюдения

1. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, Арбитражный суд рассматривает в судебном заседании в срок не позднее двадцати дней со дня вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом вопрос о введении наблюдения.

О времени и месте судебного заседания Арбитражный суд уведомляет лицо, направившее заявление о признании должника банкротом, и должника, неявка которых не препятствует рассмотрению вопроса о введении наблюдения.

2. По результатам рассмотрения вопроса о введении наблюдения Арбитражный суд выносит одно из следующих определений:

- о введении наблюдения;

- об отказе во введении наблюдения и об оставлении заявления без рассмотрения.

Названные определения могут быть обжалованы.

Определение о введении наблюдения выносится в случае, если требование лица, обратившегося с заявлением о банкротстве должника, соответствует условиям, предусмотренным пунктом 2 статьи 29 настоящего Федерального закона, и не удовлетворено должником на дату заседания Арбитражного суда.

Определение об отказе во введении наблюдения и об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения выносится в случае, если на заседании Арбитражного суда требование лица, обратившегося с заявлением о банкротстве должника, признано необоснованным либо установлено нарушение хотя бы одного из условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 29 настоящего Федерального закона.

Определение о введении наблюдения выносится судьей Арбитражного суда единолично.

В определении о введении наблюдения указывается о назначении временного управляющего".

Законодатели решили уйти от практики назначения временного управляющего по предложению кредитора. Теперь при решении вопроса о введении наблюдения Арбитражный суд будет назначать временного управляющего из числа лиц, зарегистрированных в Арбитражном суде.

Реализация процедур банкротства выявила некоторые болевые точки, связанные с проведением собраний кредиторов. Наибольшее число судебных актов, признающих собрания кредиторов недействительными, основывались на ненадлежащем уведомлении кредиторов. Для устранения этой проблемы в закон предлагается включить статью, описывающую порядок уведомления кредиторов о собрании, устанавливающую перечень обязательной информации, направляемой каждому кредитору. По аналогии с Законом "Об акционерных обществах" в Закон "О несостоятельности (банкротстве)" будут включены положения о формировании повестки дня собрания кредиторов, временные рамки проведения собраний, порядок оформления протокола собрания кредиторов.

Кроме того, закон внесет коррективы в процедуру рассмотрения заявлений кредиторов о недействительности собраний. Согласно предложениям экспертов, кредитор вправе оспорить решение собрания кредиторов в случае, если такое решение принято с нарушением законодательства и нарушает его права и законные интересы при условии, что такой кредитор голосовал против решения собрания кредиторов либо не был уведомлен о проведении собрания. При этом Арбитражный суд вправе с учетом всех обстоятельств дела оставить в силе оспоренное решение собрания кредиторов, если голосование соответствующего конкурсного кредитора либо уполномоченного органа не могло повлиять на результаты голосования и допущенные нарушения не являются существенными.

Огромное число споров вызывает вопрос об избрании комитета кредиторов. В частности, арбитражные суды разных регионов по-разному определяют, кто должен избираться в комитет кредиторов и может ли член комитета кредиторов передавать свои полномочия на основании доверенности. В законопроекте предложена следующая формулировка: "При решении вопросов на заседании комитета кредиторов каждый член комитета кредиторов обладает одним голосом. Передача права голоса членом комитета кредиторов иному лицу не допускается. Члены комитета кредиторов избираются собранием кредиторов из числа физических лиц, предложенных конкурсными кредиторами". Такие формулировки не допускают двойного толкования, а следовательно, устранят все возможные споры о том, законно или нет сформирован комитет кредиторов и кто имеет право принимать участие в его работе. Кроме того, авторы закона вводят представителя комитета кредиторов в число лиц, участвующих в процессе по делу о банкротстве, что также должно облегчить работу комитета кредиторов и Арбитражного суда.

В законе предполагается ужесточить порядок ведения реестра требований кредиторов. Множество претензий высказывалось к арбитражным управляющим в связи с их произвольным формированием реестра, с исключением одних кредиторов и включением других, без рассмотрения вопроса о наличии или отсутствии требований в судебном порядке. Предлагается ввести норму, согласно которой требования кредиторов и уполномоченных органов, включенные в реестр арбитражным управляющим, могут быть исключены из реестра или изменены не иначе, как на основании судебного акта.

Довольно конфликтным остается вопрос о правах учредителей (участников) должника - юридического лица при реализации процедур банкротства. Чтобы несколько изменить баланс сил между кредиторами и должником, законопроект вводит новую процедуру - "финансовое оздоровление". Эта судебная процедура позволит должнику под контролем кредиторов погасить задолженность в соответствии с утвержденным графиком, при этом органы управления должника не будут отстраняться от управления делами должника. Одновременно с введением этой процедуры представитель учредителей (участников) должника включается в число лиц, участвующих в процессе по делу о банкротстве. Он будет иметь право оспаривать решения собрания кредиторов.

С принятием нового закона о лицензировании отменено лицензирование деятельности арбитражных управляющих. Это означает, что в практику будут постепенно входить иные механизмы регулирования деятельности арбитражных управляющих, прежде всего через систему саморегулируемых организаций (СРО). Роль СРО при этом значительно возрастет. СРО должны будут выступать гарантами квалификации арбитражных управляющих, устанавливать стандарты деятельности арбитражных управляющих. Одновременно членство в той или иной СРО будет выступать как своего рода визитная карточка арбитражного управляющего в его взаимоотношениях с кредиторами, должником, Арбитражным судом. В закон будут включены статьи, определяющие полномочия и порядок деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. СРО возьмут на себя часть государственных функций по контролю за действиями управляющих.

В процессе разработки закона в рабочую группу поступали предложения арбитражных судов, управляющих, кредиторов и должников. Учитывая эти предложения, разработчики включили в законопроект норму о возможности возвращения из конкурсного производства к процедуре внешнего управления.

"По ходатайству собрания кредиторов или конкурсного управляющего Арбитражный суд вправе вынести определение о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению в случаях, когда при осуществлении конкурсного производства выявляются обстоятельства, свидетельствующие о возможности восстановления платежеспособности должника - юридического лица".

Закон, основываясь на решении Конституционного суда РФ, определит новый порядок пересмотра определений Арбитражного суда первой инстанции, принимаемых в рамках дела о банкротстве. Основная проблема, связанная с обжалованием определений суда первой инстанции, связана с необходимостью направления материалов дела в вышестоящие судебные инстанции. В такой ситуации даже спор одного кредитора с должником может фактически остановить реализацию процедуры банкротства. В связи с этим законопроект предлагает при рассмотрении дел в вышестоящих судебных инстанциях рассматривать только те материалы дела, которые непосредственно относятся к спору должника и кредитора. Для иных определений Арбитражного суда, которые не носят существенного характера в рамках дела о банкротстве, предусмотрен специальный процессуальный порядок обжалования.

"Определения, устанавливающие размер требований кредиторов, вынесенные в порядке, предусмотренном ст. 46, 63 и 75 настоящего закона, подлежат обжалованию в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. При рассмотрении таких дел в вышестоящих судебных инстанциях Арбитражный суд, вынесший определение, направляет им в порядке, предусмотренном ст. 164 и 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, только те материалы дела, которые непосредственно относятся к спору должника и кредитора (кредиторов) об установлении размера требований.

Иные определения Арбитражного суда, принятые в рамках дела о банкротстве и не предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, в отношении которых не установлено, что они подлежат обжалованию, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в двухнедельный срок со дня их принятия. По результатам рассмотрения жалобы суд апелляционной инстанции в двухнедельный срок принимает постановление, которое является окончательным. Обжалование таких определений в апелляционной инстанции не является препятствием для совершения процессуальных действий по делу о банкротстве".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Екатерина Трифонова

Бесплатной юрпомощью гражданам занимаются не только государственные бюро

0
909
Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Владимир Мухин

Предприятия в странах ЕС собираются удовлетворить спрос ВСУ в боеприпасах

0
1452
Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Иван Родин

После инаугурации патриарх Кирилл пожелал президенту править до конца века

0
1517
Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Дарья Гармоненко

Упразднение низового уровня власти никому не нравится, но продолжается

0
1288

Другие новости