0
1031
Газета Экономика Интернет-версия

30.07.2002 00:00:00

Транспортная монополия как новый игрок

Тэги: транснефть, прибыль, акции, котировки


Привилегированные акции компании "Транснефть" включены на днях в котировальный лист первого уровня Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ). Решение о включении было принято ранее биржевым советом на основании листинговой экспертизы ценных бумаг компании. По мнению вице-президента "Транснефти" Евгения Астафьева, "процедура листинга является необходимым условием создания прозрачного и ликвидного вторичного рынка привилегированных акций" и входит в "долгосрочную стратегию на укрепление позиций компании на рынке капиталов". 17 июля "префы" "Транснефти" были допущены к обращению в РТС. Новые бумаги на самом деле не новы: на внебиржевом рынке они обращаются давно, а с середины мая внесписочно торговались на ММВБ. За год цена этих бумаг выросла со 100 до более чем 350 долл. И тем не менее именно в эти дни "префы" компании становятся одним из наиболее эффективных инструментов долгосрочного инвестирования.

Привлекательность акций "Транснефти" основана на особом статусе компании, слабой зависимости от конъюнктуры, высокой рентабельности, эффективной дивидендной политики. Компания перекачивает почти всю нефть, добываемую в России (в 2001 году - 342,7 млн. тонн, 97,5%), и 8,9% мирового объема транспортировки. Все обыкновенные (голосующие) акции, составляющие 75% уставного капитала, принадлежат государству. 25% капитала - привилегированные акции - сосредоточены в руках частных акционеров (всего в обращении находится 1 554 875 привилегированных акций номиналом 1 рубль, именно они и включены в листинг). Эта доля вряд ли будет расширяться. Масштабные проекты по строительству нефтепроводов, сооружению и модернизации нефтеналивных терминалов, которые "Транснефть" уже осуществила за последние три года, и планируемые новые маршруты требуют государственного контроля и надежных гарантий по кредитам. Такие гарантии, по мнению специалистов "Транснефти" и многих аналитиков нефтяного рынка, может дать только нынешняя доля государства в уставном капитале. Кредиты компании сегодня необходимы: для сооружения второй очереди БТС и строительства нефтепровода от Ангарска к одному из портов тихоокеанского побережья России, разработка ТЭО которого блика к завершению, потребуется несколько миллиардов долларов. Средства таких масштабов невозможно привлечь с российского фондового рынка. Хорошие котировки акций "Транснефти" - скорее лакмусовая бумажка благоприятной финансовой ситуации в компании для крупных западных инвесторов. По словам вице-президента "Транснефти" Сергея Григорьева, специалисты компании по корпоративному финансированию, которых возглавляет Ричард Строн, в настоящее время работают над финансовыми схемами для привлечения новых средств.

Капитализация "Транснефти" сегодня превышает 2,2 млрд. долл., прибыль по итогам 2001 года - 609 млн. долл. Рентабельность компании очень высока (45%) и довольно стабильна: компания не зависит от колебаний нефтяных цен. Ведь прибыль образуется за счет тарифов за прокачку нефти, поступление которых практически гарантировано. 2 млрд. 668 млн. руб. - таков размер всех дивидендов компании (как по обычным, так и по привилегированным акциям) по итогам 2001 года. Дивидендные выплаты по привилегированным акциям традиционно составляют 10% чистой прибыли "Транснефти". По предварительным данным, приведенным Евгением Астафьевым, чистая прибыль компании в первом полугодии 2002 года составила 11,3 млрд. руб., что примерно соответствует уровню прошлого года (11,235 млрд. руб.). А чистая выручка по итогам 2002 года должна увеличиться по сравнению с прошлым годом примерно на 9,9%. Обнародование всех этих цифр незадолго до перехода "Транснефти" к биржевым котировкам своих "префов", безусловно, стало хорошей новостью.

Как заявил "НГ" Сергей Григорьев, "наши привилегированные акции вряд ли могут быть объектом спекулятивного интереса, однако серьезные инвесторы, заинтересованные в стабильном росте своих активов, безусловно, должны проявлять к ним внимание". Рост инвестиционной привлекательности компании подтвердило международное рейтинговое агентство Standard & Poor"s, которое присвоило "Транснефти" высокий кредитный рейтинг заемщика - B+ с прогнозом "позитивный". А крупные инвестиционные компании - "Атон", "ЦентрИнвест Секьюритиз" и Объединенная финансовая группа - рекомендуют своим клиентам покупать акции компании. Аналитик "Атона" Стивен Дашевский считает их "драматически недооцененными". Разброс годовых прогнозов роста курсовой стоимости "префов" "Транснефти" велик - от 590 до 840 долларов за акцию. Так или иначе, на российском рынке появился еще один надежный и вполне перспективный инструмент для вложения средств.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Госдума теперь принимает законы единогласно и без поправок

Госдума теперь принимает законы единогласно и без поправок

Иван Родин

Молодежь защитят Уголовным кодексом от внешних и внутренних деструктивных сил

0
282
"Яблоко" катится в правозащитную деятельность

"Яблоко" катится в правозащитную деятельность

Дарья Гармоненко

Уникальность такого статуса создает для партии Явлинского как шансы, так и риски

0
245
Человеческий капитал ушел в минус

Человеческий капитал ушел в минус

Анастасия Башкатова

Качество образования и здоровье населения требуют все более пристального внимания

0
324
Жертвы преступлений становятся дважды потерпевшими

Жертвы преступлений становятся дважды потерпевшими

Екатерина Трифонова

Государственный аппарат пробуксовывает с защитой прав граждан

0
269

Другие новости