0
1064
Газета Экономика Интернет-версия

01.08.2003 00:00:00

В согласии с природой

Тэги: нефть, нефтепроводы, безопасность, транснефть


Нефтепровод - зона повышенного экологического риска: малейшая утечка нефти может нанести непоправимый вред природе. Продукты нефтяного разлива способны уничтожить до нескольких десятков гектаров леса, пахотных земель и воды. Нефть из аварийных объектов попадает в грунтовые воды, откуда в квартиры поступает питьевая вода. Загрязнение рек и озер приводит к массовой гибели рыбы ценных пород, а зачастую и целых природоохранных систем. Так, на промысловом нефтепроводе Уса-Воздей, принадлежащем "Коминефти", из-за разлива нефти и попадания ее в пластовые воды в 1994 году стали непригодны для использования 130 гектаров земель.

Нынешнему руководству "Транснефти" досталось тяжелое наследство. Работают десятки тысяч километров трубопроводов, построенных в 70-х годах. В последние годы среди аварий преобладают те, которые происходят из-за физического износа оборудования.

Специалисты-экологи, строители и специалисты "Транснефти" эффективно борются с накапливавшимися годами проблемами. В компании "Транснефть" вообще считают, что большинство аварий можно предвидеть и предотвратить еще на стадии проектирования и строительства трубопроводов. Эта политика проводится при реализации конкретных производственных проектов. Так, при строительстве в 2002 году Балтийской трубопроводной системы вся линейная часть нефтепровода прокладывалась с использованием труб с заводской изоляцией, стыки трубопровода были защищены от коррозии термоусадочными манжетами. А строительство подводных переходов через реки Волхов, Молога, Нева велось методами наклонно-направленного бурения и микротоннелирования с применением особых толстостенных труб, позволяющих полностью исключить загрязнения воды.

Главной проблемой нефтяников и строителей все же остается предотвращение чрезвычайных ситуаций на старых изношенных участках трубы, где не обойтись без постоянной внутритрубной диагностики, регулярного капитального ремонта и реконструкции. В последнее время "Транснефть" без привлечения сторонних экспертов регулярно проводит замеры воды и земли в зонах особого риска, поэтапно меняет старые, подверженные коррозии участки трубы на новые - до 1000 км в год. Специалисты компании проводят экологический контроль над выбросами в атмосферу от стационарных и передвижных источников загрязнения, рекультивируют нефтезагрязненные земли. Строительство и реконструкцию магистральных нефтепроводов компании "Транснефть" курируют экологи. Все работы по ремонту линейных участков и строительству резервуаров для хранения нефти проводятся под их контролем.

Закупается современное оборудование по очистке почвы и воды. Представители финской компании Lamor, выпускающей экологическое оборудование, регулярно приезжают в Тюмень для обучения специалистов-экологов ОАО "Сибнефтепровод" пользованию новым оборудованием для сбора нефти с поверхности земли и воды. Подобные учения хороши как тренировка для персонала, которому придется в сложных условиях ликвидировать аварию. К тому же на месте эксплуатации проверяется новая техника и оборудование (нефтесборщики, плавсредства, установки для сжигания отходов и для отжима сорбентов). Весь 2002 год "Транснефть" посвятила обеспечению своих подразделений природоохранным оборудованием, закупала емкости для сбора нефти, боновые заграждения, сорбенты.

Генеральный директор ОАО "Центрсибнефтепровод" (дочерняя компания "Транснефти") Юрий Литау говорит, что "компания осознает колоссальную ответственность за обеспечение охраны окружающей среды, рациональное природопользование и экологическую безопасность эксплуатируемых объектов. Все структурные подразделения "Центросибнефтепровода" участвуют в работе по снижению техногенного воздействия процессов производства на окружающую среду. Особенно экологическая служба, которая профессионально решает поставленные перед ней задачи, выполняя все требования природоохранного законодательства на всех этапах технологического процесса транспортировки нефти".

Однако проблемы все равно остаются. В частности, приходится бороться с несанкционированным отбором нефти из трубы. Нефтепровод ОАО "Северо-Западные магистральные нефтепроводы", дочернее предприятие "Транснефти", прокачивает в год 170 млн. т нефти и проходит по 10 регионам России, в том числе и по территории Республики Татарстан, где за первое полугодие 2003 года было зарегистрировано 12 случаев незаконных врезок в трубу. Хорошо подготовленные и технически оснащенные преступники при врезках в нефтепровод сооружают замаскированные отводы в ближайшие лесопосадки и без всяких мер предосторожности наливают похищенную нефть в емкости и бензовозы. Естественно, это приводит к авариям и разливам топлива. В январе 2003 года в Актанышском районе республики из-за подобной врезки произошел разлив на участке в 900 метров, который привел к пожару. Для борьбы с подобными преступлениями создаются специальные отряды, оснащенные современной радиосвязью, средствами ведения скрытого наблюдения и специальными приборами для обследования нефтепроводов. Оперативные группы регулярно осматривают трассу, совершают облеты территории на вертолете.

Еще пару лет назад считавшаяся наиболее опасной транспортировка нефти по магистральным нефтепроводам постепенно теряет этот печальный статус. Жесткая система контроля на начальном этапе строительства в сочетании с большими объемами финансирования экологических программ предприятий "Транснефти" позволили компании в период с 2000 по 2002 год снизить показатель аварийности на линейной части магистральных нефтепроводов более чем в 2 раза и достичь уровня в 0,04 случая на 1000 км нефтепроводов в год. В Европе аналогичный показатель равен 0,16 случая на 1000 км.

"Сегодня на всех предприятиях нашей компании созданы мощные специализированные подразделения по ликвидации аварийных разливов нефти, оснащенные самым современным природоохранным оборудованием. Для сбора нефти на реках с быстрым течением приобретено шесть природоохранных судов-нефтесборщиков, построен природоохранный флот для нефтеналивного терминала порта Приморск. С целью защиты морской акватории нефтеналивных терминалов введен регламент по организации жесткого контроля за соответствием изолированного балласта танкеров установленным природоохранным нормативам", - говорит первый вице-президент "Транснефти" Владимир Калинин. Сегодня нефтепроводная компания проводит независимый экологический аудит всех своих дочерних предприятий. По его результатам к концу года будет разработана система управления окружающей средой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1032
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2881
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1618
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1987

Другие новости