0
2118
Газета Экономика Интернет-версия

22.08.2003 00:00:00

Экологическая выгода

Тэги: нефть, терминалы, транснефть, экологи, выгода, приморск


нефть, терминалы, транснефть, экологи, выгода, приморск Новый российский нефтяной порт в Приморске, способный принимать супертанкеры, - самый безопасный и экологичный в регионе

Международная организация "Коалиция чистая Балтика" направила президенту России письмо с жалобами на нефтеналивной порт в Приморске. На терминале, считают экологи, не соблюдаются нормы очистки балластных вод и не сформирована инфраструктура по ликвидации крупных разливов топлива. На встрече с вице-премьером Виктором Христенко и президентом "Транснефти" Семеном Вайнштоком Владимир Путин получил от главы нефтепроводной монополии ответ: экологи беспокоятся напрасно. Каково сегодня состояние природной среды в Приморске? Насколько экологически безопасны иностранные конкуренты российского порта?

Всплеск активности экологов в регионе наблюдался перед началом строительства терминала в Приморске. Международные природоохранные организации утверждали, что российский порт на Балтике нарушит хрупкое экологическое равновесие и без того перегруженного портами залива. Да и в том, что наша страна способна построить совершенно безопасный нефтеналивной терминал, прагматичные финны, ведущие европейские эксперты в области экологии, уверены не были. Теперь, когда порт построен и сами финны признали его безопасным, экологический вопрос поднимается вновь.

Специалисты объясняют это тем, что до строительства порта в Приморске у России было всего два собственных нефтеналивных терминала (в Туапсе и Новороссийске), на всех остальных экспортных направлениях (прежде всего на северо-западном) за прокачку, перевалку и налив нефти в танкеры России приходилось платить. На Балтике нефть поставлялась двумя путями - через латвийский порт Вентспилс и литовский Бутинге. Вентспилс экологически небезопасен, ведь нефть переваливалась с борта одного корабля на борт другого прямо в открытом море. Небезопасен и еще один конкурент Приморска, финский Порвоо, в котором не раз происходили крупные аварии, о чем писала "НГ".

Понятно, что конкуренты с введением в эксплуатацию порта в Приморске понесли огромные убытки. Один только Вентспилс потерял в прошлом году около 90 млн. долл. "Протесты по поводу нефтетерминала в Приморске┘ вызваны беспокойством прибалтов и финнов, которые не участвуют в получении прибыли от этих проектов", - комментируют ситуацию аналитики компании "Тройка-Диалог". А в компании "Транснефть", ответственной за строительство и эксплуатацию порта Приморск, прямо говорят о том, что "следует бить тревогу не по поводу Приморска, а по поводу финского терминала в Порвоо, где происходят регулярные разливы нефти, о которых финны молчат". Главными в проблеме чистоты вод Финского залива остаются, как и прежде, не экологические, а экономические интересы.

Если же взглянуть на ситуацию лишь с точки зрения экологии, то российский порт как раз наиболее безопасный в регионе. Он самый новый из нефтяных портов Балтики. Построенный в рекордные сроки порт оснащен уникальным оборудованием по сбору нефти с поверхности воды и земли известной (кстати, финской) компании Lamor. При строительстве самой БТС были использованы передовые технологии. Использовались трубы с заводской изоляцией и увеличенной толщиной стенки. Прокладка подводных переходов под реками производилась методом наклонно-направленного бурения. На протяжении всего трубопровода установлены электрифицированные линейные задвижки, способные обеспечить экстренное перекрытие нефтепотоков в случае аварии, а в порту для обеспечения навигационной безопасности созданы уникальные системы контроля за движением судов, позволяющие отслеживать перемещение танкеров с точностью до 10 метров.

Проверку на экологическое состояние Приморск проходил под контролем независимой комиссии, сформированной из представителей Всемирного банка, Европейского союза, а также стран, имеющих выход в акваторию Северного моря, - Дании, Германии, Швеции, Голландии и Финляндии. Сегодня на терминале "Транснефть" ежедневно проводит учения, которые вырабатывают у работников навыки по предотвращению аварийных ситуаций, угрожающих экологической безопасности.

Конечно, от аварий не застрахован ни один даже очень современный порт, однако пока, несмотря на крайнюю суровость русских зим, внештатных ситуаций в Приморске не было. А вот у соседей-финнов, напротив, зимой прошлого года случилась авария, в результате которой в Финский залив из терминала Порвоо попало 150 тонн дизельного топлива - его с поверхности воды тогда убирали неделю. К тому же финский порт не соответствует нормам экологической безопасности. Емкости с нефтью запрятаны глубоко в гранитных скалах, где существует риск обрушения породы, способного привести к катастрофе. А единственными очистными сооружениями в Порвоо до сих пор остаются небольшой резервуар, угольные фильтры и иловый пруд-накопитель. Заметим, что терминалу в Порвоо уже 30 лет, а часть резервуаров порта до сих пор не оснащена автоматической системой пожаротушения.

Между тем именно финны и латвийцы предъявляют наибольшее количество претензий к российскому порту: и экологические нормы мы не выдерживаем, и на случай внештатных ситуаций не подготовлены. Однако контроль уровня загрязнения акватории осуществляется в Приморске постоянно, норма допустимого стока нефтепродуктов минимальна - 4 килограмма в год, и норма эта соблюдается, а существенных проблем (возможно, из-за недолгой эксплуатации порта) в Приморске пока просто нет. Порт Приморска соблюдает все положения экологической программы БТС по охране водных, земельных и биологических ресурсов. Специалисты БТС учитывают мнения экспертов обновленной Хельсинкской конвенции по охране среды Балтийского моря, принятой в начале 90-х десятью странами региона. Осенью прошлого года российская сторона направила министру окружающей среды Финляндии Сату Хасси запрос на детальный анализ аварии, произошедший с финским танкером Natura в октябре 1998 г. Так что "Транснефть" готова к диалогу. Но диалог должен быть основан на стремлении к сохранению окружающей среды, а не на использовании экологического фактора для нечестной конкуренции.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1011
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2851
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1605
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1974

Другие новости