0
3275
Газета Экономика Интернет-версия

28.02.2013 00:00:00

Российский авторынок будет расти в долг

Тэги: автомобиль, покупка, кредит


автомобиль, покупка, кредит Автодилеры надеются, что дешевые кредиты улучшат продажи.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

В марте в России в основном завершатся распродажи автомобилей, выпущенных в 2012 году. После этого ситуация на рынке может резко измениться. В апреле-мае прирост продаж скорее всего будет нулевым. А летом и вовсе возможен спад. В ответ на такую угрозу некоторые дилеры обещают, что автокредиты в скором времени станут существенно дешевле.

В 2013 году ставка по автокредитам в России может быть снижена до 7–9%, не исключает директор дилерского центра Михаил Жмаков. Сейчас ставки могут достигать 17% годовых. Они сложились, когда спрос на машины был стабильно высоким. Но с конца прошлого года ситуация изменилась не в лучшую сторону. И текущий год, если верить прогнозам, также будет характерен снижением объемов продаж автомобилей. Соответственно снизятся и объемы автокредитования. Ни в том, ни в другом не заинтересованы участники рынка – ни производители, ни дилеры, ни банки. «Снижение ставок станет возможным при соблюдении ряда условий. В частности, при достижении соответствующих договоренностей между автопроизводителем, банком-партнером и дилером в сезон спада продаж, а также при проведении продавцами маркетинговых акций. Например, в период вывода на рынок новых моделей авто. Также важно наличие у бренда банка. Иными словами, снижение ставок будет зависеть не только и не столько от банков, сколько от самих производителей. Для того чтобы «поймать» момент минимально низкой ставки по автокредиту, необходимо постоянно отслеживать именно дилерские предложения», – рекомендует Жмаков.

Он считает, что заемщики заинтересуются кампанией снижения ставок по автокредитам. Правда, сами банки постараются подстраховаться. «Кризисные времена научили банки тому, что нужно внимательно относиться к проверке платежеспособности клиентов. Ведь риски невозврата кредитов с низким процентом учитываются по минимуму. Поэтому подешевевшие кредиты достанутся клиентам с кристально чистой кредитной историей», – предполагают автодилеры.

Справедливости ради отметим, что есть и противоположная точка зрения. Аналитики исходят из того, что в январе 2013 года средняя ставка по автокредитам на рынке увеличилась на 0,13%, и предполагают, что этим дело не ограничится и по итогам года займы на приобретение машин могут подорожать еще на 0,5–1%. Примерно такая же картина на рынке автокредитования наблюдалась и в прошлом году, который оказался для отечественного авторынка в целом успешным: продано почти 3 млн. автомобилей, что на 11% больше, чем годом ранее. Выйти на рекордные рубежи удалось несмотря на стагнацию в последнем квартале. В текущем году ситуация может развиваться по более негативному сценарию. С одной стороны, Ассоциация европейского бизнеса (АЕС) порадовала статистикой январских продаж, согласно которой россияне купили более 162 тыс. легковых автомобилей, благодаря чему рынок вырос на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Однако успех был достигнут за счет беспрецедентных скидок, которые предлагали покупателям более половины автодилеров в России. С другой стороны, после того как завершатся распродажи прошлогодних машин, показатели опустятся сначала до нулевых отметок, а ближе к лету и вовсе могут уйти в отрицательную зону.

Но если ставки по займам снизятся, то рынок получит серьезный источник роста. Порядка 40% автомобилей приобретается в России в кредит. При этом в США этот показатель 90%, а в Европе около 60%. В 2012 году банки выдали россиянам более 1,1 млн. кредитов на покупку новых и подержанных машин, а в прогнозах на 2013 год эксперты исходят из того, что будет оформлено в общей сложности не менее 1,3 млн. автокредитов. Если ставки будут снижены, то количественные показатели могут заметно вырасти. Впрочем, старший менеджер PwC по компаниям автомобильной отрасли Сергей Литвиненко усомнился в том, что банки планируют в ближайшие месяцы радикальное снижение ставок по автокредитам. Не так давно по этому поводу он общался с представителями ряда кредитных организаций, и никто не заявил о таких намерениях, сказал аналитик. А вот банки-партнеры, напрямую работающие с производителями и дилерами, действительно могут предложить особые условия по автокредитам. В этом случае заводы, как правило, субсидируют им процентную ставку.

«При сохранении прошлогоднего уровня инфляции снижение ставок по автокредитам вполне реально. Хотя снижение до 7–9% – это все-таки излишне оптимистичный сценарий, но даже до 10–12% было бы неплохо. Но в этом должны быть заинтересованы в первую очередь сами производители. Когда действовала госпрограмма субсидирования автокредитов на покупку машин российского производства, многие производители активно продвигали свои корпоративные программы стимулирования продаж, активно сотрудничали с банками, разрабатывая совместные продукты в сфере автокредитования», – уверен гендиректор City Express Алексей Кичатов.

Вице-президент ВТБ24 Алексей Токарев был категоричен – если речь об автокредитах в рублях, а не в валюте, то снижение ставок банками до такого уровня представляется невероятным сценарием. «Если только отдельные кэптивные банки – то есть дочерние банки автопроизводителей – смогут предложить такие ставки клиентам благодаря политике, проводимой автопроизводителем. Как правило, от них вряд ли будут ждать роста прибыли и рентабельности», – сказал банкир. Поэтому для заемщиков в конечном итоге такие ставки и сейчас доступны благодаря совместным программам банков и автопроизводителей. «В 2013 году такая политика продолжится. С учетом прогнозов и текущего состояния автомобильного рынка на рынке могут появиться и более привлекательные условия», – подчеркнул Токарев.

У каждого из банков свои источники финансирования и, соответственно, своя стоимость фондирования, пояснила руководитель Департамента маркетинга и банковских продуктов Росбанка Лидия Каширина. По ее словам, ставки 8-9% годовых могут быть выгодны банкам при предоставлении краткосрочных кредитов заемщикам с низким уровнем риска. Применительно к автокредитованию такой уровень ставок допустим при условии субсидирования кредитов со стороны автопроизводителя или дилера и в деятельности кэптивных банков. «Банки могут «добирать» доходность по кредитам за счет продажи заемщику дополнительных услуг и продуктов – например, страхования жизни и здоровья, кредитной карты, текущего счета, банковской карты и т.п.», - сказала Каширина.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2133
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4856
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2662
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3065

Другие новости