0
3730
Газета Экономика Интернет-версия

19.08.2013 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Инновационно- транспортный прорыв

Владимир Фальцман

Об авторе: Владимир Константинович Фальцман – доктор экономических наук, профессор, декан Российско-немецкой высшей школы управления в составе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, заслуженный деятель науки РФ.

Тэги: минтранс, транспорт, метро, дороги, финансы


минтранс, транспорт, метро, дороги, финансы Фото Reuters

Руководство страной, кажется, всерьез намерено покончить с российским бездорожьем. В столице ведется невиданное по масштабам строительство линий метрополитена. Проектируется Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД) вокруг столицы. В качестве приоритетного для реализации на ближайшие 5–6 лет признан проект развития пригородного железнодорожного сообщения на электричках.
Принята Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года и ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)». В этих документах предусмотрено комплексное сбалансированное развитие железнодорожного, морского, речного транспорта, автомобильных дорог, гражданской авиации.
Социально-экономические цели развития транспортных услуг предусматривают:
повышение качества жизни населения и его мобильности, безопасности движения;
развитие сельских населенных пунктов и на этой базе – сельского хозяйства и местной промышленности;
экспорт транспортных услуг, интеграция России в мировое транспортное пространство;
снижение потерь продуктов, сокращение их запасов за счет скорости и бесперебойности доставки;
сокращение вредных выбросов транспорта в атмосферу;
рост доступности транспортных услуг для удаленных районов, в том числе Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока, с использованием Северного морского пути.
Из приведенного перечня социально-экономических целей, пусть даже неполного, видно, что ожидаемые конечные результаты реализации долгосрочной Транспортной стратегии и ФЦП носят общесоциальный и общегосударственный характер. Прямой же экономический эффект от развития транспортной системы России получат разве что транспортно-логистические компании. Кто же в этих условиях возьмет на себя колоссальные затраты на борьбу с российским бездорожьем?
Финансирование Транспортной стратегии и ее программ намечено осуществить за счет средств государственно-частного партнерства. При этом половину средств на решение транспортной проблемы предполагается направить из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, а другую половину финансирования намечается получить из внебюджетных источников. При этом основные федеральные средства на строительство ЦКАД и на другие инфраструктурные проекты будут взяты из Фонда национального благосостояния.
Но из каких источников эти средства окупятся, будут с прибылью восполнены и возвращены 100 трлн. руб. (стратегия 2030) инвесторам?
Основной упор в решении окупаемости транспортно-инфраструктурных проектов делается на возврат средств за счет платности транспортных услуг. Но платность автомобильных дорог не может быть всеохватывающей. Международная интеграция России предполагает, что протяженность платных дорог и величина платы за них не будет выходить за рамки, общепринятые в Европе и в остальном мире.
Поэтому, на наш взгляд, важнейшим источником финансирования транспортных программ должны явиться дополнительные налоги (в различной их форме) и сформированные на их основе государственные капиталовложения. Доля частных внебюджетных источников, возможно, потребует сокращения. Так же как и вклад в транспортную проблему Фонда национального благосостояния. Оптимизация источников инвестирования Транспортной стратегии может способствовать сокращению вывоза из страны капитала, по крайней мере по государственной линии.
Модернизация транспорта в решающей мере базируется на импорте техники. В период 2000–2011 годов импорт транспортной техники в Россию вырос примерно в 25 раз, достиг 50 млрд. долл. в год. Самые большие импортные закупки пришлись на легковые автомобили (20 млрд. долл.), их части и принадлежности (9 млрд. долл.), на приобретение авиационной техники (6 млрд. долл.), судов и других плавучих средств (3,6 млрд. долл.). Кроме того, страна закупает большое количество строительно-дорожной техники, железнодорожный состав, грузовики и автобусы.
Импорт техники, способствуя модернизации транспорта, одновременно вытесняет ее отечественное производство с конкурентного поля. Этот путь ведет к стагнации обрабатывающей промышленности.
Выход для России уже найден автопромом, где импорт легковых автомобилей постепенно заменяется иномарками, производимыми на территории России крупнейшими мировыми автоконцернами «Фольксваген», BMW, «Тойота» и др. Преимущество развития сборочного производства по сравнению с импортом в том, что появляются новые рабочие места, возникает возможность частично использовать российские материалы и комплектующие изделия. При этом развитие сборочного производства во многом осуществляется за счет иностранных инвестиций.
Огромные масштабы транспортного строительства создают условия для развития догоняющего типа производства не только автомобилей, но и экскаваторов, железнодорожного подвижного состава и других видов техники, в настоящее время импортируемых. Однако рост зарплаты и других издержек производства препятствует реализации концепции догоняющего развития на основе сборочных предприятий.
Крупные российские предприятия авиапрома и судпрома, успешно конкурирующие на мировых рынках истребителей, вертолетов, транспортной авиации, подводных лодок и других вооружений, могут частично заменить своей продукцией импорт гражданских воздушных, морских и речных судов.
Открытым остается кадровый вопрос стратегии инновационно-транспортного прорыва: будут ли новые рабочие места в дорожном строительстве и на будущем транспорте заняты жителями регионов России или импортируемой рабочей силой?    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2312
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5131
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2836
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3273

Другие новости