0
8131
Газета Экономика Интернет-версия

21.04.2014 00:01:00

Шелковый путь как защита от санкций США

Тэги: крым, украинский кризис, санкции, экономика, китай, экспорт


крым, украинский кризис, санкции, экономика, китай, экспорт Огромные объемы экспорта вынуждают Китай искать новые транзитные пути. В числе приоритетов – строительство порта в Крыму. Фото Reuters

Россия не присоединяла Крым, а лишь предоставила ему убежище. Главными же виновниками бегства Крыма и нынешнего сепаратизма восточных областей являются киевские власти. Такое описание украинского кризиса сегодня можно найти в официальной китайской прессе, которая еще недавно описывала планы миллиардных инвестиций в строительство новых крымских портов как продолжение Великого шелкового пути. Одним из результатов воссоединения Крыма с РФ может стать подключение нашей страны к масштабному китайскому проекту. Прежде новый морской путь из Китая в Европу фактически выглядел альтернативой транзита через Россию. Похоже, сейчас у проекта есть хорошие перспективы реализации уже с российским участием. Вопрос в том, остается ли для китайцев, с учетом новых геополитических реалий, крымский проект актуальным. Что касается угроз США наказать каждого инвестора, рискнувшего вложить деньги в новый регион России, то эксперты убеждены, что Китай может и не обратить на них внимания.

Экономические санкции США и Евросоюза, которые уже введены либо могут быть введены в отношении России в ответ на присоединение Крыма и волны протестных выступлений на юго-востоке Украины, вынуждают руководство нашей страны думать над сменой вектора торгово-экономического сотрудничества. Альтернативой, и не без основания, называется сотрудничество с Китаем. Однако здесь важно не столько желание Москвы развернуться на Восток, сколько готовность Пекина к совместным инвестпроектам. Принципиальный момент – оценка китайского руководства событий в Украине. Несмотря на то что однозначной поддержки России в этом вопросе из Пекина до сих пор не прозвучало, публикации в официальных СМИ КНР свидетельствуют в целом о понимании российской позиции.

Обращают на себя внимание формулировки, которые используются китайскими журналистами и экспертами для анализа ситуации. Вот что пишет специальный комментатор зарубежного издания газеты «Жэньминь жибао» Цзя Сюйдун: «Вслед за «предоставлением убежища» Крыму Россией несколько городов Восточной Украины непрерывно сотрясаются от протестов, пророссийские силы выходят на улицы, пытаясь поступить по примеру Крыма. Временное правительство Украины называет ситуацию в Восточной Украине «терроризмом», к тому же обвиняет Россию в закулисных интригах, обещая провести «антитеррористическую операцию»; США и Европа обвиняют Россию во вмешательстве в дела Восточной Украины, предупреждая Россию не вмешиваться снова, иначе страна столкнется с дальнейшими санкциями; Россия отрицает обвинения Украины и США, в то же время требует от Украины не применять силу в отношении протестующих в восточной части страны».

Автор подчеркивает, что ситуация на востоке Украины является практически точной копией ситуации в Крыму. Страна находится в смятении и на пути к расколу. Оппозиция и нынешнее временное правительство, по мнению Цзя Сюйдуна, стали главными виновниками сепаратистских волнений в Украине. «Дойдя до ситуации с Крымом, временное правительство Украины обратилось за помощью к США и Европе, обнаружив, что у них отнюдь не так много возможностей и желания применять санкции к России», – пишет он. И резюмирует: США и ЕС не могут не реагировать, но опасаются ответа России. Таким образом, Украина не может выполнить свои обещания, а потеря Крыма – это страдания, которые ей придется взять на себя.

Можно считать, что «Жэньминь жибао» транслировала позицию Пекина по украинскому вопросу. Для Москвы, ищущей ответ на экономические санкции Вашингтона и Брюсселя, это хороший знак. Диверсификация торгово-экономического сотрудничества сейчас в повестке дня. Заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский напомнил «НГ», что в мае должен состояться визит в Китай президента Владимира Путина, в ходе которого, как ожидается, будут подписаны новые соглашения и контракты. Ученый надеется, что это даст новый импульс двусторонней торговле и инвестициям.

Примечательно, что Путин, отвечая на вопрос корреспондента «Синьхуа» после «Прямой линии», состоявшейся в минувший четверг, заявил, что двусторонние отношения между РФ И КНР «сегодня находятся на беспрецедентно высоком уровне и по торгово-экономическим связям, и по сотрудничеству в высокотехнологической сфере, и по взаимодействию в области обороны и безопасности, и по международной проблематике». Президент сказал, что в мае он ожидает встречи с китайскими друзьями, с которыми у него сложились не только хорошие деловые, но и личные дружеские отношения.

Российско-китайским отношениям действительно есть куда развиваться. Взять инвестиции – китайцы вложили в российскую экономику всего 4,5 млрд долл., россияне в китайскую – около 2,5 млрд долл., отметил Островский. Объемы двусторонней торговли на этом фоне вроде выглядят внушительно – почти 90 млрд долл. по итогам 2013 года. Однако все познается в сравнении. И сравнение это не в пользу России. Например, объем торговли с Евросоюзом у КНР – 540 млрд долл., с США – около 500 млрд долл., отметил эксперт. Впрочем, пока для РФ восточный вектор не главное: до 85% внешнеторгового оборота нашей страны приходится на Европу. Островский уверен, что существенно нарастить торговлю с Китаем до конца года – задача выполнимая.

Улучшить статистику российско-китайского сотрудничества можно не только за счет новых проектов, но и за счет «украинского наследства», доставшегося Москве вместе с Крымом. Речь идет о строительстве крупнейшего на полуострове порта возле города Саки. Соответствующий меморандум был подписан в конце прошлого года во время визита в КНР президента Украины Виктора Януковича. На первом этапе инвестиции планировались в объеме 3 млрд долл. Китайцы рассчитывали через новый порт вывозить к себе украинскую сельхозпродукцию, а поставлять на рынки Восточной Европы продукцию своих машиностроительных компаний. 

Замдиректора Института экономики РАН Дмитрий Сорокин полагает, что в прежнем виде проект был скорее вреден для России. Он исходит из того, что китайцы, в рамках воссоздания Великого шелкового пути, стремились получить новый маршрут транзита грузов, который бы конкурировал с железнодорожными и автомобильными перевозками по российской территории.

Однако после присоединения Крыма к России ситуация принципиально изменилась. Вопрос в том, захотят ли китайские партнеры вкладывать миллиарды в Крым под угрозой американских санкций. Эксперты уверены, что Пекин угрозы США и их союзников не остановят. «Китайцы далеко не всегда следуют американским рекомендациям и проводят самостоятельную политику. Им вообще не очень важно, что думает третья сторона», – говорит Островский. Ученый убежден, что при нынешнем раскладе именно Китай является для России чуть ли не «единственным оптимальным партнером».


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2196
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4950
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2718
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3131

Другие новости