0
9222
Газета Экономика Интернет-версия

16.02.2015 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. «Турецкий поток» как общеевропейский проект

Данила Бочкарев

Об авторе: Данила Бочкарев, Данила Андреевич Бочкарев – старший научный сотрудник Института «Восток-Запад» (Брюссель); Мехмет Огутчу – президент Босфорского энергетического клуба (Стамбул).

Тэги: турция, нефть, турецкий поток, южный поток, ес, украина, центральная европа, южный газовый коридор, европа


турция, нефть, турецкий поток, южный поток, ес, украина, центральная европа, южный газовый коридор, европа Фото Reuters

Историческое соглашение, подписанное в Анкаре 27 января с.г., подтвердило решимость России добиваться реализации подводного газопровода и тем самым кардинально сократить, не обращаясь за помощью к Брюсселю, зависимость от транзита через территорию Украины. Действительно, Москва больше не рассчитывает на исключения из правил Третьего энергопакета и намерена, не полагаясь на милость Брюсселя, продавать газ на границе Евросоюза с Турцией. Если все пойдет по плану, газпромовский газ, прокачиваемый через Украину, будет перенаправлен через «Турецкий поток» в европейскую часть Турции и далее на границу с ЕС. Как и отмененный «Южный поток», новый газопровод будет состоять из четырех «ниток» с общей пропускной способностью 63 млрд куб. м в год, из которых 16 млрд куб. м зарезервированы турецким потребителям в районе большого Стамбула, а 47 млрд куб. м будут доставлены в газовый хаб, расположенный на греко-турецкой границе для дальнейшей транспортировки в Европу.

Такое решение особенно важно в контексте изменения бизнес-модели «Газпрома» на европейском энергетическом рынке. Российская газовая компания уже не стремится во чтобы ни стало достучаться до конечных потребителей в Евросоюзе, покупая распределительные сети и газовые электростанции. Более того, в начале января «Газпром» заявил о переносе головного трейдерского офиса – Gazprom Marketing & Trading – из Лондона в Санкт-Петербург. Либерализация европейского энергорынка и принятие Третьего энергопакета в самом деле значительно осложнили ведение бизнеса для вертикально интегрированных компаний, утративших право эксклюзивно владеть и управлять газотранспортной инфраструктурой и подземными хранилищами газа на территории ЕС.

Изначально столкнувшись с бюрократическими препонами, «Южный поток» так и не получил от Брюсселя права на исключение из правил Третьего энергопакета, запрещающих (за редким исключением) полную загрузку трубопроводов газом, принадлежащим одной компании. Так перед «Газпромом» возникла дилемма – либо смириться с тем, что дорогая подводная часть проекта будет загружена лишь наполовину, либо быть готовым строить дополнительные мощности на суше, в том числе доступные и для прямых конкурентов российской компании.

Сейчас мяч находится на другой стороне поля. Отныне европейские энергетические компании должны сами строить всю необходимую трубопроводную инфраструктуру для транспортировки газа от греко-турецкой границы к конечным потребителям в Центральной Европе.

«Турецкий поток» получил поддержку на самом высоком уровне – как в Анкаре, так и в Москве. Подписание соглашения приблизило Анкару к заветной мечте стать ключевым региональным энергетическим центром и тем самым усилить геополитическое влияние в регионе. В свою очередь, для России, переживающей нелегкие времена санкций и низких цен на нефть, новый проект дает возможность, укрепив свои позиции в Турции, усилить плодотворное политическое и экономическое взаимодействие с трудным, но проверенным и предсказуемым партнером. Неоспоримые выгоды от сотрудничества с Россией не могут не перевесить опасений по поводу чрезмерной зависимости от поставок энергоресурсов из РФ. Не ограничиваясь рамками энергетического сектора, отношения между двумя странами выходят на новый стратегический уровень.

Однако «Турецкий поток» не может существовать в правовом и экономическом вакууме. Строительство транспортной инфраструктуры на территории Евросоюза зависит от позиции европейских энергокомпаний, стран – членов ЕС и институций Еврокомиссии. Транспортировка 47 млрд куб. м газа по территории Европы невозможна без одобрения Брюсселя и других заинтересованных игроков.

Относясь к «Турецкому потоку» довольно скептично, Европа не стесняется выказывать недовольство. Брюссель, в частности, выражает опасения, что после реализации «Турецкого потока» львиная доля импорта трубопроводного газа в Европу будет контролироваться Россией и Турцией. Не секрет, что Анкара и Москва воспринимаются Брюсселем как сложные партнеры. Неудивительно поэтому, что во время своего последнего визита в Москву комиссар ЕС по вопросам энергетики Марош Шефчович фактически призвал Россию пересмотреть решение по «Турецкому потоку» с учетом интересов Евросоюза. Обилие и доступность природного газа (в основном сжиженного природного газа) также не способствуют росту коммерческого интереса европейцев к «Турецкому потоку». Опасения Брюсселя разделяют и представители конкурирующих трубопроводных проектов, которые также планируют прокачивать газ в Европу через территорию Турции. Они, в частности, опасаются, что просто не выдержат конкуренции со стороны столь масштабного проекта. Анкара поспешила успокоить партнеров, заявив, что не собирается отказываться от газотранспортных проектов в рамках южного газового коридора.

Разумеется, Анкара и Москва могут пойти ва-банк, начав полномасштабное строительство «Турецкого потока» без координации с ЕС. Но это чревато непоправимыми политическими и экономическими последствиями. При соблюдении же интересов всех сторон, включая операторов трубопроводных проектов южного коридора, «Турецкий поток» открывает новые возможности как для России и Турции, так, собственно, и для Евросоюза. Межправительственное соглашение по газопроводу, планируемое к подписанию во втором квартале 2015 года, намечает начало поставок газа на декабрь 2016 года. Отсюда необходимость налаживания прямого неполитизированного диалога между Брюсселем, Москвой и Анкарой с целью не только обсудить практические вопросы по строительству «Турецкого потока» и поставкам газа в Европу, но и, что не менее важно, сгладить существующие противоречия в интересах построения общеевропейской архитектуры энергетической безопасности. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2060
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4752
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2603
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2990

Другие новости