0
2869
Газета Экономика Интернет-версия

10.12.2015 00:01:00

На этот раз все будет иначе

Леонид Вильдер

Об авторе: Леонид Аркадьевич Вильдер – финансовый консультант.

Тэги: роснефть, приватизация


роснефть, приватизация Фото Reuters

Ситуация вокруг приватизации «Роснефти» привлекает внимание многих фондовых инвесторов, готовых к риску даже в условиях антироссийских санкций. Основной вопрос: не продешевим ли мы, вложив значительные финансовые ресурсы в акции крупнейшей российской госкомпании? Попробуем дать на него аргументированный ответ.

Не вызывает сомнений откровенное стремление российского правительства во что бы то ни стало приватизировать как можно больший пакет акций «Роснефти». В кабинете министров, видимо, ощущается острая нехватка возможностей для получения, с одной стороны, дополнительных финансовых преференций, с другой стороны, одобрения своей деятельности на вверенных участках. В этой связи крайне любопытным, на мой взгляд, является заявление главы Росимущества Ольги Дергуновой, сообщившей, что вице-премьер Игорь Шувалов поручил ведомствам проработать возможность ускорения приватизации крупных активов вне зависимости от того, какие цены будут на международных рынках. «До этого, – отметила Дергунова, – мы все исходили из гипотезы, и президент высказывал позицию, что мы не должны продавать крупные активы по любой цене. Тем не менее мы понимаем, что ситуация на международных рынках не улучшается, ситуация затягивается, и выражаем готовность (продавать), если президентом будет поддержано такое решение». Ранее Дергунова заявляла также, что решение о приватизации отдельных компаний (судя по всему, имелась в виду как раз «Роснефть») «может быть принято индивидуально».

Причем, судя по высказываниям Дергуновой, не исключено, что некоторые влиятельные правительственные чиновники стремятся к тому, чтобы государство потеряло статус мажоритарного акционера «Роснефти», что открыло бы перед фондовыми инвесторами огромные перспективы, сравнимые разве что с залоговой приватизацией середины 1990-х или либерализацией рынка акций «Газпрома» в начале 2000-х. Вот ее слова: «Есть два подхода – крупная приватизация и массовая приватизация. Динамика внешних рынков и в общем политические решения, которые государство должно принимать, переходя из роли мажоритарного акционера к иным долям, которые ты имеешь в компании».

Пару лет назад мы с большим интересом следили за неудачной схваткой Росимущества с «Аэрофлотом» по поводу продажи части госпакета акций и потери государством статуса мажоритарного акционера. Нет сомнений, что прошлые ошибки учтены. Как говорят авторы нашумевшего бестселлера Рейнхарт и Рогофф, «на этот раз все будет иначе», и у амбициозной команды правительственных либералов, а это в первую очередь министр финансов Антон Силуанов и министр экономического развития Алексей Улюкаев, все получится. Не случайно вчера Улюкаев заявил, что «Совкомфлот» и «Роснефть» стоят в плане приватизации на 2016 год, поскольку это существенный ресурс для бюджета».

Очевидно, что акции «Роснефти» фундаментально недооценены в контексте общей конъюнктуры не только и не столько рыночной, сколько геополитической. При этом в свежем обзоре Morgan Stanley от 7 декабря 2015 года называются три причины предпочтения бумаг государственной «Роснефти» их основному конкуренту – частному ЛУКОЙЛу. Во-первых, с получением более 15 млрд долл. в качестве авансовых платежей за будущие поставки нефти снят вопрос способности компании погашать кредиторскую задолженность (26 млрд долл. в течение четвертого квартала 2015 и 2016 годов), а также о продолжении интенсивного инвестирования в сегмент разведки и добычи. Во-вторых, у «Роснефти» более мощная операционная динамика: «Роснефть» по сравнению с тем же ЛУКОЙЛом более эффективно отреагировала на ухудшение внешнеэкономической среды, существеннее сократила эксплуатационные затраты, своевременно заканчивает программу модернизации своих НПЗ. В-третьих, потенциал роста акций «Роснефти» выглядит предпочтительнее с учетом годового отношения цена/прибыль и стоимость предприятия/бнэ запасов. По модели Morgan Stanley стоимость оценки на основе дисконтированного денежного потока (DCF) предполагает более высокий (39%) потенциал роста в сравнении с ЛУКОЙЛом (19%) от текущих уровней. Наши оценки в целом подтверждают этот прогноз.

Возвращаясь к ситуации с приватизацией «Аэрофлота», выскажу точку зрения, что в том проекте у правительства не было неформального внутреннего «движка», способного за счет мощного административного ресурса продавить инициативу. В случае с приватизацией «Роснефти» такой «моторчик» есть – это упомянутый ЛУКОЙЛ и его руководитель Вагит Алекперов, стремящийся в полном соответствии с матрицей нынешних российских институциональных ограничений и возможностей устранить с рынка своего главного конкурента, а возможно, даже приобрести большую часть выставленных на продажу акций госкомпании, получив возможность разрушать ее изнутри (не случайно же на протяжении последних лет руководители ЛУКОЙЛа методично выводили крупные дивиденды за рубеж).

О силе и мощи ЛУКОЙЛа можно судить сразу по нескольким выгодным для ЛУКОЙЛа фактам.

Прежде всего это победа в судебной тяжбе с «Роснефтью» по поводу получения лицензии на разработку Восточно-Таймырского участка. Далее это отсутствие опасений у ЛУКОЙЛа за судьбу турецких инвестиций (в 2008 году ЛУКОЙЛ купил за 555 млн долл. сеть из 693 местных автозаправочных станций Akpet, восемь нефтепродуктовых терминалов, пять хранилищ для сжиженного газа и завод по производству моторных масел). В профессиональной среде поговаривают о близких связях Алекперова с кланом Эрдогана, но мы данную информацию относим к слухам, пусть и не лишенным оснований. Наконец, по общему мнению, Алекперов публично демонстрирует недюжинный аппаратный вес как среди профильных госчиновников, так и внутри частного российского нефтегазового бизнеса. Данное обстоятельство подводит к мысли о взаимодействии Алекперова с некоторыми представителями международного финансового капитала, вне всякого сомнения, поддерживающими Алекперова в корпоративной схватке с «Роснефтью».

В итоге моя рекомендация однозначна: пристально следить за перипетиями схватки за приватизацию «Роснефти» и в случае принятия положительного решения – «покупать».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1274
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3383
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1920
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2219

Другие новости