0
9269
Газета Экономика Интернет-версия

27.04.2016 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Реальные размеры пенсий будут снижены к 2019 году как минимум на 20%

Валентин Роик

Об авторе: Валентин Дементьевич Роик – бывший замдиректора Научно-исследовательского института труда и социального страхования.

Тэги: экономика, кризис, доходы, пенсионеры, пенсия, индексация, инфляция


экономика, кризис, доходы, пенсионеры, пенсия, индексация, инфляция Фото Reuters

Минфин и российское правительство защищают доходы сверхбогатых и одновременно урезают мизерные доходы пенсионеров, представляющих самую незащищенную группу населения, которая не может постоять за себя. Интересы пенсионеров, как показывает жизнь, не могут отстоять ни Партия пенсионеров, ни законодатели, ни профсоюзы.

По предложению Минфина России в бюджете Пенсионного фонда РФ величина индексации пенсий и социальных выплат на ближайшую трехлетку предусматривается ниже уровня прогнозируемой инфляции – на 5,5%, 4,5% и 4% соответственно. Тем самым нарушается законодательно установленный порядок индексации пенсии, размер которой должен быть не ниже уровня инфляции.

Вопрос о размере индексации – ключевой в поддержании благосостояния пенсионеров, большинство которых относится к нуждающемуся и бедному слоям населения. Так, доходы почти 60% пенсионеров не превышают 1,4 набора прожиточной корзины. После уплаты коммунальных платежей и покупки жизненно необходимых лекарств на члена семьи пенсионера остается не более 4–5 тыс. руб. в месяц, или 2,5 долл. в день, что является границей бедности, по меркам Международной организации труда, обрекая их на «хлеб и воду». Тут нам далеко до Греции, где минимальный доход пенсионера превышает среднероссийский в четыре раза. Как говорится, нам бы их проблемы и их пенсии.

По оценкам экспертов, за 2015 год реальные доходы пенсионеров уменьшились на 12–15%, реализация же бюджетной политики Минфина по занижению размера индексации пенсий приведет к снижению реального размера пенсии к 2019 году еще как минимум на 20%. В результате две трети пенсионеров будут получать пенсию, покупательная способность которой не превысит 1,1–1,2 набора потребительской корзины. Это отбросит Россию по данному показателю к уровню послевоенных 1950-х годов, когда страна восстанавливала разрушенную экономику.

Вместо системного решения вопроса формирования эффективных институтов социального страхования в России исполнительная власть снова занимается эфемерными играми «по передаче полномочий по администрированию страховых взносов от государственных внебюджетных фондов Федеральной налоговой службе», что противоречит самой сути и духу социального страхования.

В условиях финансовых трудностей, которые переживает сегодня страна, было бы логично распределить бремя бюджетного дефицита пропорционально доходам всех групп населения. Например, с помощью прогрессивного налогообложения доходов населения, что находит применение в подавляющем большинстве стран с рыночной экономикой. Такие меры с первой трети прошлого века применяют Франция, Великобритания, Германия, США, в которых средняя величина налога на доходы физических лиц превышает размер налога в России в два-три раза. Но такая социально справедливая мера не находит поддержку у Минфина РФ.

В 1980-х годах размер средней пенсии составлял около 55% от средней зарплаты, а сегодня – только 35%. Доходы наиболее состоятельной части населения превышали средний размер пенсий максимально в пять-шесть раз, а ныне – в 1 тыс. и более раз. Только в Москве насчитывается около 700 человек с доходом более 100 млн руб. в год и 101 человек, чьи доходы свыше 600 млн руб. Совокупный доход этих 800 сверхбогатых жителей столицы составляет за год 702 млрд руб., соответственно в день на каждого из них приходится 2 млн 383 тыс. руб.

При этом совокупная величина пенсии, выплаты на медпомощь и соцобслуживание пенсионеров в 2016 году составит только 14 тыс. руб. в месяц. Это лишь 90% от уровня этих затрат в 1980 году. При сохранении нынешних тенденций мы достигнем пенсионных медицинских и социальных расходов только к 2040 году.

Как показывает международный опыт, участие в уплате взносов обеспечивает пенсионному страхованию не только более стабильный режим платежей, но и контроль самих работников за полной уплатой страховых взносов работодателями. Это связано с тем, что финансовые средства социального страхования формируются, как правило, на солидарной основе – работодателями и работниками.

Главным вектором совершенствования финансового обеспечения пенсионного страхования является возложение на работников обязанности по уплате 3–5% от их заработной платы в Пенсионный фонд России, что потребует увеличения заработной платы для низкодоходных слоев населения в 1,5 раза. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Противники Пашиняна сплотились вокруг священника

Противники Пашиняна сплотились вокруг священника

Артур Аваков

В Ереване проходят самые масштабные за последние шесть лет протесты

0
345
Доверие к Путину вернулось на довыборный уровень

Доверие к Путину вернулось на довыборный уровень

Иван Родин

Социология дает сигнал, что наступает политический штиль

0
334
В губернаторы пока будет попадать не военная "элита СВО"

В губернаторы пока будет попадать не военная "элита СВО"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Принципы подбора региональных кадров видоизменяются незначительно

0
393
США берут под контроль гидроресурсы Центральной Азии

США берут под контроль гидроресурсы Центральной Азии

Виктория Панфилова

Запад вынуждает страны региона отказаться от сотрудничества с Россией

0
509

Другие новости