2
6611
Газета Экономика Интернет-версия

18.03.2019 17:05:00

Первый кризис цифровой экономики

За авариями «самых умных» самолетов Boeing можно разглядеть более глубокие для мирового бизнеса проблемы

Андрей Ионин

Об авторе: Андрей Геннадьевич Ионин – кандидат технических наук, член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, участник Московского космического клуба.

Тэги: авиакатастрофы, боинг, цифровая экономика, крупный бизнес


авиакатастрофы, боинг, цифровая экономика, крупный бизнес Модели самолетов живут десятилетиями, а версии программного обеспечения – несколько месяцев, а то и дней. Фото Reuters

К вечеру 13 марта – через три дня после второй за пять месяцев аварии, почти все самолеты Boeing модели 737 МАХ 8 по решению авиакомпаний или национальных авиационных властей «присели» по всему миру. Только после этого Трамп ввел аналогичный запрет на территории США. И хотя официальное расследование даже первой из аварий не завершено, многое указывает на то, что причины у обеих аварий общие и связаны с недостатками (ошибками) программного обеспечения (ПО) самолета – самого нового и «умного» в линейке Boeing.

Казалось бы, главные вопросы тут: как такой удар переживет компания Boeing или как это повлияет на мировой авиапром и рынок пассажирских авиаперевозок, где самолеты Boeing занимают почти половину авиапарка, и в целом на мировую экономику, в которой крупнейшая авиационно-оборонная корпорация – один из системообразующих элементов?

Но за этими авариями «самых умных» Boeing надо увидеть отражение более глубоких и более общих для мирового бизнеса проблем, связанных с эпохой цифровой трансформации.

Дело в том, что в цифровой экономике именно программное обеспечение (ПО) становится ключевым фактором и эффективности (конкурентоспособности), и надежности (безопасности) любых «умных» физических продуктов и объектов. Для беспилотного автомобиля качество ПО важнее качества двигателя, а киберзащита этого ПО важнее тормозов! Но это означает, что конкурентоспособность и рыночная судьба  производителей этих «умных» продуктов: самолетов и автомобилей, ракет и турбин, телевизоров и смартфонов, и так далее – с каждым годом будет все более и более, а вскоре целиком и полностью зависеть от качества и защищенности ПО.

И тогда у этих компаний, чтобы оставаться в лидерах рынка, должны быть собственные конкурентоспособные компетенции в части разработки, тестирования и защиты программного обеспечения! Именно собственные. Бизнес-теория учит, а бизнес-практика доказывает: смерти подобно передавать ключевые факторы своего успеха на аутсорсинг.

Но дело в том, что, во-первых, у современных компаний, занимающихся физическими высокотехнологичными продуктами (например, самолетами или автомобилями), сейчас нет компетенций по разработке и защите ПО на уровне лидеров информационных технологий: достаточно сравнить навигационные интерфейсы автомобилей и смартфонов, а антивирусы для автомобилей пока вообще фантастика.

Во-вторых, формирование таких компетенций дело сложное, дорогое и долгое. Да и нынешние лидеры разработки ПО – Google, Apple, Яндекс, Facebook, Alibabа, Касперский и другие – не стоят на месте, а быстро бегут и знают куда, ибо эта компетенция для них главная с рождения и по жизни: они тут как рыба в воде.

В-третьих – и главное. Если недостающие компетенции все же удастся органически вырастить или «неорганически» приобрести, поглотив на рынке тот или иной стартап или компанию, то известно, что разработка «железа» и разработка ПО требуют разной корпоративной культуры, разной ментальности управленцев и сотрудников, разных бизнес-процессов, живут на разной скорости изменений. Модели самолетов живут десятилетиями, а версии ПО – несколько месяцев, а то и дней.

Как всему этому, такому разному, ужиться в рамках одной компании?! Очень сложная управленческая задача. Сегодня практически нерешаемая. Но ее придется решить при переходе к цифровой экономике. Те же, кто не решит, останутся только в музеях по истории техники и в учебниках по бизнесу.

Очевидно, что все сказанное верно и в обратную сторону, когда разработчики ПО решают «выйти из воды на сушу» и преуспеть в непривычной для себя среде инженерных разработок. В качестве примера можно привести компанию Google, которая делает редкие «разведки боем», выходя на рынки смартфонов, «умных» очков или антропоморфных роботов, а также уже более 10 лет активно разрабатывает беспилотные автомобили, но так и не вывела на рынок ничего в отличие от начавших много позднее автомобильных компаний.

Пожалуй, сегодня на слуху только две компании, которым удалось соединить в себе несоединяемое – быть глобально конкурентоспособными одновременно и в разработке «железа», и в разработке (и защите) программного обеспечения для него. Они разные во всем: по возрасту, отрасли, объемам… Но объединяет их именно это: они прекрасно себя чувствуют в обеих средах. Может быть, именно поэтому они и лидеры на своих рынках? И драйверы технологического развития в своих сегментах?

Речь о компаниях Apple и Tesla. Именно они – редкие и даже уникальные пока – пример компаний из будущего, из наступающей цифровой экономики. А остальным – Boeing и Mercedes, Airbus и Toyota, – чтобы остаться наверху «пищевой цепочки», сохраниться как лидерам рынка и драйверам развития, надо стать такими, как Apple и Tesla. Невозможно, но необходимо для выживания, как в известном анекдоте про сову-стратега, предложившую мышкам стать ежиками.

Это и есть главная проблема крупного бизнеса в эпоху перехода к цифровой экономике – изменение корпоративной модели. Иначе? Иначе количество таких событий, как аварии пассажирских самолетов Boeing, будут нарастать.


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(2)


dlz 18:38 18.03.2019

Давайте оставим проблемы ВС Боинг корпорации Боинг. Я бы обратил внимание на другое. Поразительна реакция российских авиационных чиновников после этого трагичного инцидента. В то время как в большинстве развитых стран власти стали опрашивать экспертов, собирать технические комиссии, российские власти напрямую обратились за руководящими инструкциями в Боинг. То есть, они расписалиcь в том ,что в принципе не способны анализировать техническую часть машины ,не способны принимать хоть сколько-нибудь

dlz 18:40 18.03.2019

самостоятельные взвешенные решения. Все ,что они могут, - это действовать по указке сверху. Ну, и брать мзду за бесконечное продление сертификатов летной годности, разумеется.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Бизнес ищет способы удержать сотрудников

Бизнес ищет способы удержать сотрудников

Анастасия Башкатова

Каждая третья крупная компания взялась за решение жилищного вопроса

0
3237
Искусственный интеллект должен России 10 триллионов рублей

Искусственный интеллект должен России 10 триллионов рублей

Анастасия Башкатова

Аспирантам пока только предстоит защитить национальную цифровую экономику

0
3033

Другие новости