0
1212
Газета Слово редактора Интернет-версия

03.04.2001 00:00:00

С чем сегодня Путин выступит в Кремле?

Тэги: путин, обращение, реформа


Что бы ни содержалось в президентском послании Федеральному собранию, которое будет обнародовано сегодня, в целом - и кадровые перестановки прошлой недели тому доказательство - Владимир Путин явно переходит ко второму этапу своих политических реформ и скорее всего к умеренной радикализации реформ экономических.

Поскольку на прошлой неделе меня не было в Москве, я не знаком со всеми комментариями к кадровым перемещениям, но все-таки, по первому ощущению, не все главное было сказано.

В политической области в первый год путинского президентства сделаны вещи радикальные и фундаментальные.

Во-первых, обеспечена лояльность (или политическая управляемость) самого Федерального собрания - в первую очередь через реформу Совета Федерации.

Во-вторых, резко ограничено - пока только на федеральном уровне - влияние и самодеятельность региональных баронов и части столичных олигархических группировок.

В-третьих, активность некоторых столичных олигархов канализирована в регионы, где им, видимо, предоставлена возможность продемонстрировать выгодную стране конструктивность их действий - в обмен на сохранение приобретенных ими в ходе приватизации богатств.

В-четвертых, явно, правда, пока еще больше пропагандистски и крайне избирательно продемонстрировано намерение Кремля заставить всех жить по закону.

В-пятых, во многом восстановлена (в частности и через создание семи федеральных округов) управляемость страны из единого Центра.

Снятием или минимизацией самых острых социальных (выплата пенсий и зарплат) и политических (Чечня, отказ от исторического нигилизма) проблем достигнута общественная стабильность в стране.

Наконец, провозглашена генеральная цель курса нового президента - возрождение великой России и превращение ее в конкурентоспособный субъект мировой экономической политики. А заодно публично названы ранее официально скрываемые главные проблемы страны (депопуляция, коррумпированность власти, всесилие бюрократии и т.д.).

Сумма достигнутых успехов за первый год путинского президентства задач, несмотря на внушительность этой суммы, с неизбежностью требует продолжения движения по этому пути. Ибо все, что сделано, относится в основном не к решению собственно стоящих перед обществом проблем, а скорее к их честному обозначению и созданию некоторых необходимых предварительных условий и инструментария для их последующего решения.

Программа второго года путинского президентства, а следовательно, и содержание президентского послания Федеральному собранию на 2001 год должны, таким образом, включать некоторые более конкретные, чем год назад, цели и методы действия власти.

Но прежде чем перейти к этому, необходимо, конечно, оценить и первые серьезные кадровые перестановки, осуществленные Путиным спустя год после его победы на выборах и прямо накануне оглашения президентского послания.

Первое. По своей радикальности эти назначения примерно соответствуют тем, что осуществил весной-летом 1985 года пришедший к власти Михаил Горбачев. Отсюда можно прогнозировать и серьезность долговременных последствий от этих назначений.

Второе. Эти назначения, безусловно, являются лишь увертюрой к грядущей широкомасштабной кадровой реформе, но, как во всякой хорошей увертюре, основные мотивы всего произведения в ней уже звучат.

Что это за мотивы?

Переход от советской системы правительства специалистов (политическая власть - в Политбюро, хозяйственные решения - в правительстве) к системе формирования правительства как политической команды президента, победившего на выборах.

Ликвидация в связи с этим сформировавшейся еще при Ельцине, но существовавшей и в первый год Путина системы трех конкурирующих "правительств": собственно правительства во главе с премьер-министром, администрация президента и Совет безопасности.

Совбез, видимо, выполнил отведенную ему Путиным роль "резервного правительства" и теперь сохранится в качестве совещательного органа и, максимум, органа, координирующего деятельность силовых структур по борьбе с преступностью и терроризмом чеченских боевиков.

Администрация президента, сохраняя пока функции президентского политического и бюрократического штаба, далее будет развиваться в направлении президентской политической канцелярии. Правда, развитие это будет довольно медленным, ибо в ближайшее время именно через администрацию будет продолжаться координация деятельности полпредов президента в федеральных округах и генерирование идей политического и экономического реформирования. Наконец, только через администрацию может пока осуществляться согласование интересов различных конфликтующих экономических и политических субъектов в России.

В целом - это движение в сторону американской модели, но с русской, естественно, спецификой.

Политические министры, стоящие над ведомственными корпорациями, которые они возглавляют, должны, таким образом, обеспечить: 1) единство политических действий власти в целом; 2) подчинение деятельности замкнутых министерских систем интересам общества; 3) проведение реформ соответствующих ведомств; 4) выполнение отдельных конкретных политических задач, поставленных президентом, причем так, чтобы никто из недр соответствующего ведомства не смог этому помешать. Например, я почти уверен, что Борис Грызлов рано или поздно будет обеспечивать непременное доведение до конца трех-четырех крупных антикоррупционных дел, имеющих политическое значение или отношение к борьбе за власть.

Видимо, в связи с этим политическая роль Генеральной прокуратуры будет постепенно уменьшаться.

И вообще Кремль теперь будет озабочен назначением всего лишь двух человек в каждом из министерств: политического министра и его реально первого заместителя (профессионала), соответственно жестко контролируя их работу, а не работу ведомства в целом и его многочисленных начальников. Относительно последних максимальную свободу действий получат два первых лица министерства.

Нельзя не сказать отдельно об отставке Евгения Адамова. С одной стороны, Кремль во второй раз (после истории с отставкой Наздратенко) дает сигнал высшим начальникам России, чтобы они срочно приводили в порядок свои тянущиеся с периода приватизации коммерческие дела, отделяли их от пересечения с должностными полномочиями и вообще не давали повода для компрометирования нынешней власти.

Но, с другой стороны, нельзя не отметить, что Евгений Адамов был очень сильным министром атомной энергетики, вполне успешно совмещающим в одном лице функции и политического министра, и блестящего специалиста в той области, которой он руководил, и профессионального менеджера. Будет крайне печально и крайне невыгодно для России, если его проект возрождения атомной промышленности страны и захват перспективного рынка переработки ядерных отходов не реализуется из-за, возможно, справедливых упреков ему как частному предпринимателю, но абсолютно бездоказательных, пустых, непрофессиональных, пропагандистских атак на этот проект профанов (в этой области) из "ЯБЛОКА".

Но боюсь, что после истории с отставкой Адамова никто не решится даже предлагать вернуться к его проекту. Восторжествует "демократическая справедливость", но с таким объемом упущенной выгоды и с такими объемами недополученных для развития и даже поддержания на безопасном уровне атомной отрасли инвестиций, что "меньшее из зол" обернется злом большим и необратимым.

Пакет путинских политических назначений, проведенных на прошлой неделе, может быть неудачным по персоналиям (это мы еще сможем оценить в будущем), но он крайне положителен и фундаментален в целом как система.

Безусловно, эта система потребует своего развития. И ясно, что правительственная реформа не за горами. Собственно, проводить ее Путину нужно уже в ближайшие месяц-два-три. Иначе она наложится на проведение бюджета через Госдуму, что теоретически возможно, но практически крайне нерационально. Более того, эффект от такой реформы должен наступить в срок, разумно отдаленный от новых парламентских и президентских выборов, то есть не позже следующего года. Времени на отсрочку фактически уже нет.

Судьба нынешних министров экономического блока правительства и самого премьера Касьянова, видимо, будет зависеть от нескольких факторов.

Если Путин в новой системе видит президента, то есть себя, как фактического политического главу правительства, то Касьянов может и остаться. Если нет, то на роль премьера будет выдвинута другая политическая фигура из окружения Путина.

Во-вторых, до конца неясно, доволен ли Путин действиями Михаила Касьянова как собственно экономического премьер-министра и в какой степени он считает его членом своей команды.

В-третьих, это будет зависеть от того, насколько Путина удовлетворит структурная реформа правительства, готовящаяся сейчас самим правительством.

Наконец, последнее: захочет ли Путин "дестабилизировать" Думу назначением более радикального, чем Касьянов, "экономического премьера".

Вообще соотношение радикальности политических и экономических реформ - одна из основных проблем для Путина.

С одной стороны, его личный рейтинг популярности в обществе позволяет идти на риск - но, с другой, две такие реформы одновременно, а то, что политическая более чем радикальна, по-моему, очевидно, хотя непосредственно население она и не затрагивает, но зато затрагивает интересы способной "на все" бюрократии, - это может оказаться слишком много. Наконец, сама по себе антибюрократическая (то есть политическая) реформа способна оказать такое благоприятное влияние на экономику, что и никакого экономического сверхрадикализма не понадобиться.

Но то, что без реформы правительства и замен отдельных министров не обойтись - ясно.

Что же нас ждет в президентском послании?

Видимо, где в явной, где в скрытой форме то, о чем я написал. Никаких новых целей и задач, помимо тех, что уже проявились в словах и действиях Путина, ждать не приходится. Не потому, что их нельзя придумать, а потому, что Путин в принципе движется по тому пути, который этими целями и задачами естественным образом прокладывает.

А сенсации могут быть только в конкретике имен или специальных программ и проектов. Например, если Путин поддержит, отправив в отставку Адамова, адамовские планы (что вряд ли он сделает сейчас по соображениям тактическим) или заявит о начале финансирования проекта новой российской обитаемой орбитальной станции. Последнее не исключено.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
920
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2642
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1514
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1882

Другие новости