На фото экс-губернатор Самарской области Николай Меркушин. Фото пресс-службы
Российские СМИ, ссылаясь на информированные источники, сообщили о скорых отставках ряда глав регионов. Среди них – губернаторы Ивановской, Самарской, Нижегородской, Мурманской, Новосибирской, Омской областей, руководители Ненецкого автономного округа, Красноярского и Алтайского краев. Источники указывают и на субъекты Северного Кавказа. Пресс-службы на местах, как это заведено, информацию опровергают: выясняется, что никто из черного списка заявлений о досрочной отставке не подавал.
Это вовсе не означает, что увольнений не будет. Последовавшая уже вчера отставка самарского губернатора Николая Меркушкина тому подтверждение. Можно вспомнить и то, как в феврале пресс-служба главы (тогда еще) Карелии Александра Худилайнена опровергала его уход с поста. Однако вскоре после этих опровержений отставка все-таки случилась. Тогда же в феврале представители ивановского губернатора Павла Конькова заявляли на волне публикаций в СМИ, что он никуда не уходит. Значит, в сентябре его черед действительно может настать.
Сами черные списки никого не удивляют. Регулярные публикации рейтингов руководителей субъектов Федерации с «отличниками» и «двоечниками» стали своего рода инструментом давления на региональные элиты. При этом публикуют их организации, близкие к Кремлю, которые, очевидно, пользуются достоверной информацией, как и СМИ, получающие достоверные сливы.
Кажется вероятным и даже очевидным, что смена губернаторского корпуса в проблемных, как правило, регионах приурочена к президентским выборам 2018 года. Власти нужно снять негатив на местах, поставить во главу регионов людей без накопленного антирейтинга, который с высокой долей вероятности сказался бы и на результате Владимира Путина. Вместе с тем Путин и его окружение едва ли сомневаются в том, что весной они одержат уверенную победу в первом туре. Смена региональных правящих элит, таким образом, является не только предвыборным, но и управленческим решением.
В пятницу, 22 сентября, Владимир Путин на заседании Госсовета заявил о реструктуризации долгов регионов. Вице-премьер РФ Дмитрий Козак на том же заседании сообщил, что объем программы составит 730 млрд руб., а поучаствуют в ней 79 регионов. Программа позволит субъектам Федерации высвободить миллиарды рублей. Как сказал Путин, у регионов появятся «дополнительные ресурсы для решения социально-экономических задач, для решения задач, связанных с созданием новых рабочих мест, для повышения уровня жизни граждан, в том числе и по решению вопросов транспортного обслуживания населения». Президент считает, что после реструктуризации регионы смогут развиваться, а не просто выплачивать кредиты.
Смена региональных элит, таким образом, совпадет с высвобождением значительных финансовых ресурсов. Новое руководство получит материальный базис для наращивания своей популярности. Это стабилизирует власть на местах и, следовательно, вертикаль.
Остается вопрос: действительно ли реструктуризация – путь к развитию? Возможно, если кредитный груз мешает новым, эффективным, пробивающимся наверх предприятиям, в которые выгодно инвестировать и которые, прогрессируя, могут потащить на себе и отстающие регионы. Но в данном случае развитие – это скорее общее слово. Инфраструктурные и социальные проблемы вновь решаются за счет государства, пусть и по другой схеме.
Это напоминает советскую практику списания долгов колхозам и совхозам. Долги прощаются неэффективным предприятиям, а в данной ситуации – неэффективным регионам. Они смогут заткнуть дыры, но не развиваться самостоятельно и продолжат балансировать на грани банкротства, ожидая новых реструктуризаций. Это политическое решение – в интересах краткосрочного рейтинга, а не экономическое – в интересах роста.