0
6219
Газета От редакции Интернет-версия

10.03.2022 19:03:00

О наказании за фейки и информационной гигиене

Заявляя о способности различать правду и вымысел, граждане часто льстят себе

Тэги: украина, военная спецоперация, защита, донбасс, рф, сми, медиа, ложная информация, фейки, наказание, закон

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

украина, военная спецоперация, защита, донбасс, рф, сми, медиа, ложная информация, фейки, наказание, закон Фото pixabay.com

Как показало исследование компании Rambler & Co, 62% опрошенных россиян считают, что могут отличать правдивые новости от фейков. Для 49% главным признаком фейка становится раскрытие только одной точки зрения, для 26% – излишняя эмоциональность сообщения, еще для 19% – ссылки на неофициальные источники. Критерием достоверной информации для большинства (59%) является непредвзятость.

При такой декларируемой информационной гигиене закон о наказании за фейки кажется слишком суровой, лишней мерой. Если люди сами в состоянии разобраться, что правда, а что нет, то государству и не нужно вмешиваться?

В реальности это не совсем так – или совсем не так. Прежде всего режим специальной военной операции создает неординарные условия функционирования в медийном пространстве. Государству нужна консолидированная общественная поддержка своей точки зрения здесь и сейчас. Альтернативная, критическая информация, не прошедшая проверенные фильтры официальных информагентств, воспринимается как оружие, а ее источники – как огневые точки.

Нельзя просто закрыть все СМИ, с видением которых государство не согласно. Но можно сделать так, что они сами приостановят свою деятельность, как произошло, например, с Би-би-си или Си-эн-эн, некоторыми сайтами. Отдельные СМИ убрали со своих ресурсов все материалы о ситуации в Украине, не создают и не публикуют новые, опасаясь закрытия. Это не значит, что их неизбежно наказали бы. Но в сложившихся условиях они осознают, что внимание к их репортажам и публикациям повышенное, не понимают, что из предлагаемой ими информации могут интерпретировать как фейк, зато точно знают, что решение будет быстрым, а на обжалование (скорее всего бесперспективное) уйдет слишком много времени.

Гражданам можно позволить получать информацию из разных источников, критически сравнивать данные и точки зрения, но в нормальных условиях. Сейчас – и прежде всего в глазах тех, кто принимает решения, – ситуация аномальная. Принятие закона о наказании за фейках, видимо, было неизбежным. И правильнее, наверное, задаваться вопросом не о необходимости такой нормы, а о ее долговременности. Другими словами: смягчат ли закон после того, как операция завершится?

Впрочем, и к декларациям граждан об информационной разборчивости стоит относиться скептически. Люди часто себе льстят. Например, под заявленной способностью отличать достоверную информацию от фейка может скрываться простое умение четко и быстро фиксировать «правильную» и «неправильную» точку зрения. Человек различает типы дискурса, а не оценивает содержание сообщений. Один из типов ему нравится – и, например, одобряется государством. Второй он соответственно отметает.

Действительная способность критически оценивать информацию формируется иначе. Это выработанная привычка. Во-первых, человек должен регулярно и на протяжении долгого времени получать информацию из разных источников. Во-вторых, ему необходим опыт сопоставления того, что сказано, с тем, что реально случилось. Опыт наблюдений. Способности выбирать для себя подходящий дискурс здесь недостаточно.

Доверие к СМИ, безусловно, является институтом демократического общества, развитие которого в России сложно назвать стремительным. Доверие не означает слепую веру. Скорее речь идет о том, что любое медийное сообщение обязательно содержит два уровня. И мнение, точка зрения, с которой можно спорить, – второй из них. А первый – это максимально проверенные факты. Культура подачи сообщения соответствует культуре его приема. Российскому потребителю идти к этому еще долго, что бы ни декларировали 62% участников опросов. И в особых, аномальных условиях делать это тем более затруднительно. 


Читайте также


Ветеранов СВО собираются обеспечить паллиативным уходом

Ветеранов СВО собираются обеспечить паллиативным уходом

Владимир Мухин

Правозащитники предлагают гарантировать достойную заботу участникам боевых действий, получившим увечья

0
1909
Украинцы не смогут за верой укрыться от мобилизации

Украинцы не смогут за верой укрыться от мобилизации

Наталья Приходко

Верховный суд поддержал армию

0
1884
"Школа губернаторов" уже не та

"Школа губернаторов" уже не та

Дарья Гармоненко

В пять вакантных регионов отправляются разноплановые врио

0
2224
Гражданам предлагают самим себя защищать от киберпреступников

Гражданам предлагают самим себя защищать от киберпреступников

Анастасия Башкатова

Аферисты переквалифицировались в липовых "сотрудников Социального фонда"

0
2114

Другие новости