0
1331
Газета Образование Интернет-версия

10.10.2003 00:00:00

Россию поделят на образовательные округа

Тэги: реформа, самара


Сегодня уже очевидно, что переживаемый нами период войдет в историю образования России как самый "экспериментальный". А министра образования России Владимира Филиппова потомки назовут не иначе, как Великим экспериментатором, потому что такое количество идей еще не удалось проверить в деле ни одному министру образования, кроме как нынешнему.

Итак, вновь эксперимент┘ На этот раз он реализуется на территории Самарской области и призван проверить в деле идею по управлению системой образования на основе образовательных округов. В конце сентября министр образования РФ Владимир Филиппов побывал в Самарской области, чтобы ознакомиться с ходом эксперимента поближе. Идея образовательных округов не нова, она в общих чертах напоминает систему управления образованием по "ведомственной вертикали", существовавшую в России с XIX века и канувшую в лету вместе с первыми законами об образовании Российской Федерации. Почему сегодня возвращаются к идее округов?

По мнению авторов реформы, с введением образовательных округов гораздо легче будет реализовать единую государственную образовательную политику на всей территории страны. Это позволит создать в рамках каждого округа целостную образовательную систему, включающую учреждения дошкольного, общего, дополнительного, начального и среднего профессионального образования, "продвинутые" и коррекционные учебные заведения - что практически невозможно сделать сегодня в рамках небольшого города или, тем более, сельского района. И в рамках округа будет легче оптимизировать сеть учебных заведений, объединяя малочисленные школы вне зависимости от их муниципальной принадлежности.

Как уже не раз говорили чиновники Минобразования, существующие ныне административно-территориальные границы разделили систему образования на обособленные территории, на которых каждый местный руководитель пытается создавать чуть ли не весь набор образовательных учреждений, начиная от детского сада и заканчивая университетом. Муниципальные границы не позволяют сегодня использовать образовательный ресурс одной территории в интересах другой. Интегрируя же запросы нескольких территорий, можно оптимизировать решение многих задач. Например, более рационально разместить заказ на профессиональную подготовку нужных области специалистов. Предполагаемая идея округов позволит наконец вывести образование из узкой муниципальной сферы, когда каждый глава администрации - это царь и бог и при этом "рулит" даже не как нужно, а как умеет.

Концепция управления образованием на территории Самарской области на основе образовательных округов появилась в 1999 году. Глава Самарского управления образованием Ефим Коган предложил разбить территорию области на десять-двенадцать образовательных округов, каждый из которых объединял бы несколько сельских районов и один малый или средний город. Согласно концепции, во главе округа встанет государственный чиновник, назначенный губернатором по представлению государственного управления образованием. Именно его приказом будут назначаться директора школ и утверждаться нормативы по каждому учебному заведению. Муниципальные же органы управления образованием ликвидируются. Все учреждения образования на территории округа получают статус государственно-муниципальных, в ведении муниципалитетов остаются лишь вопросы содержания зданий. С целью обеспечения взаимодействия Управления образования округа с местными властями создается совещательный орган - Попечительский совет округа, в состав которого войдут представители муниципальных исполнительных структур и руководство округа. С Попечительским советом должны будут согласовываться основные вопросы образовательной политики на территории округа, в том числе - назначение его начальника.

Как отмечают эксперты, идея создания образовательных округов в Самаре была без энтузиазма воспринята представителями местной власти. Одно только согласование позиций с муниципалитетами шло в регионе почти два года. Не хотелось людям упускать свое. Однако результат был фактически предопределен: отдав региону основную часть средств на образование, главы большинства городов и районов области не увидели далее смысла бороться за право управлять школами.

Сегодня Самара покрывается сетью образовательных округов. Постановлениями губернатора Константина Титова созданы уже три образовательных округа: Юго-Западный (город Чапаевск и пять сельских районов - Безенчукский, Хворостянский, Красноармейский, Пестравский, Приволжский), Кинельский (город Кинель и Кинельский район) и Юго-Восточный (город Нефтегорск, Нефтегорский и Борский районы). В ближайшее время вся территория области покроется округами. Сложности ожидаются лишь с двумя местными мегаполисами - Самарой и Тольятти, которые пока не согласились централизовать средства на образование и не спешат передать свои школы в областное управление.

Как видим, Самара, названная образно заместителем министра образования РФ Виктором Болотовым "локомотивом реформы", дает зеленый свет новому почину - построению вертикали власти в образовании.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
854
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1148
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
900
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
737

Другие новости