0
973
Газета Образование Интернет-версия

26.11.2004 00:00:00

Эта новая старая модернизация

Тэги: образование, реформа


Вчера на Совете Федерации РФ обсуждали приоритетные направления реформы образования. А буквально через неделю на заседании правительства министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко сделает доклад о приоритетах образовательной политики России. Те предложения, которые будут озвучены на высоком собрании, сформированы группой экспертов после многочисленных обсуждений с представителями разных социальных групп. И, как отметил Андрей Фурсенко, это «попытка взглянуть на образование не глазами производящей структуры, а с учетом мнений потребителей (учеников, родителей, студентов, представителей работодателей)».

Где и какие изменения нас могут ожидать? В общем образовании попытаются «выровнять стартовые возможности для детей из разных социальных групп и слоев населения» с помощью введения «предшкольного образования». В старшей профильной школе, возможно, уйдут от ранее выдвигаемых требований выбора учащимися одного жестко профессионально ориентированного профиля, и перейдут к практике реализации индивидуальных образовательных запросов учащихся. Техникумы преобразуют в учреждения, реализующие программы технического бакалавриата. Это возможно как путем присоединения их к вузам, так и созданием на их базе новых образовательных организаций. ПТУ, очевидно, тоже реформируют. В сфере высшего образования обсуждается вопрос о переходе на двухуровневую систему (бакалавриат и магистратура). По мнению министерства, степень бакалавра дает выпускнику право на осуществление профессиональной деятельности и обеспечит тем самым одновременно решение задачи повышения социального капитала страны. Есть предложения и по непрерывному профессиональному образованию. Например, перечень организаций, имеющих право на предоставление услуг непрерывного профессионального образования, будет значительно расширен. И, наконец, предполагают пересмотреть общенациональную систему оценки качества образования, с тем чтобы она позволила гражданам «иметь объективные сведения и о качестве полученного ими образования, и о качестве программ, реализуемых в системе». Вот такие преобразования. Пункты министерской программы мы попросили прокомментировать наших экспертов.

 

Николай Кудрявцев, ректор Московского физико-технического института (о магистратуре и бакалавриате)

 

Для нас в двухуровневой системе нет ничего нового. В МФТИ «специалитет» занимает не 5 лет, а 5 лет и 10 месяцев (почти магистратура получается). В случае введения двухуровневой системы мы сможем устроить конкурс в магистратуру. Это даст нам возможность «отсеивать» тех молодых людей, у которых поменялись планы, и принимать бакалавров из других вузов, вливая таким образом «свежую кровь»... Другой вопрос, что эта система пригодна не для всех. Допустим, программисту учиться 5 или 6 лет и не надо. А вот научного работника или высококлассного инженера за 4 года подготовить нельзя. Еще одна трудность – работодатели пока не привыкли к слову «бакалавр»...

 

Анатолий Пинский, директор московской школы (о профильной школе)

 

Развитие профильной школы будет зависеть от того, как она будет увязана с Единым государственным экзаменом. Если ЕГЭ будет на добровольной основе, то никакой коллизии здесь нет. Если не на основе добровольности, то такой ЕГЭ я не поддерживаю... Что касается практики отбора учеников в профильную школу, то сегодня она складывается по-разному. В идеале хорошо было бы прийти к такой системе, когда записывать в профильные классы можно всех. В реальности же – всего на всех не хватит и проблему отбора надо решать. Главное, чтобы эта процедура была объективной, понятной и прозрачной. Чтобы не появилось еще одного источника для процветания коррупции и взяточничества.

 

Татьяна Клячко, Высшая школа экономики (ГУ), доцент кафедры госуправления и экономики общественного сектора (о непрерывном образовании)

 

Бизнес должен более активно участвовать в разработке стандартов по каким-то специальностям. Он должен участвовать в прогнозах рынка труда, давать вполне осмысленный заказ на повышение квалификации, на переподготовку тех кадров, которые только что вышли из вузов и техникумов и которые надо доучивать до «нормального» уровня. По нашим опросам, сегодня примерно 20% респондентов заявляют, что они хотели бы получить второе высшее образование по профилю. И уже из готовых специалистов 28% хотят получить другое высшее образование. Население поняло, что нужно получить сначала общее образование, а затем «прицельное» второе высшее образование. Это вызов времени. Если мы хотим, чтобы у нас было научно-техническое развитие, мы должны постоянно переучивать работника.

 

Александр Асмолов, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, член-корреспондент РАО (о начальной школе)

 

Сегодня вокруг проекта Минобразования и науки РФ разворачивается какая-то странная истерия. Особенно острой была реакция на заявление о сроках обучения, с какого возраста идти детям в школу. Во-первых, это пока проект и идет его обсуждение. Во-вторых, это не главный вопрос. А главный вопрос – с помощью каких технологий будут учить ребенка. Обучающие игры с ребенком можно начинать и в 5 лет и даже в 4 года. Ребенок через игру может быть мотивирован на обучение уже в этом возрасте. И это нормально. Но если технологии обучения при этом останутся старыми, мы столкнемся с тем явлением, что у детей проявится полное отсутствие мотивации и интереса к учебе. Ключом к выравниванию стартовых возможностей учеников из разных слоев населения может стать только вариативное образование. С 1995 года мы пытаемся пробить эти программы, прежнее министерство так или иначе этот процесс тормозило.

Не менее важный вопрос о стандартах. По сути, подготовленные сегодня стандарты – это гроб, в который хотят погрузить вариативное образование. Главное, что сегодня нужно министерству, – это минимизировать риски при введении реформы образования. И в первую очередь риск, связанный с профильным образованием. Когда человека уже в 13–15 лет загоняют в узкоколейку профильного образования – это преступление и перед личностью, и перед историей, и перед обществом.

 

Марьяна Безруких, доктор биологических наук, профессор, академик РАО, директор института возрастной физиологии

 

Нулевой класс – это фактически законодательное закрепление того, что сегодня уже существует в виде дошкольных гимназий, в виде различных форм «предшкольного» образования. Нулевой класс – это подготовка ребенка, учитывающая его индивидуальное развитие. Занятия максимум по 35 минут и всего 3 часа, что целесообразно. Преподаватели в таких классах должны быть только те , которые прошли специальную подготовку. Это могут быть и воспитатели и педагоги. Вариативное образование – это не «вариативные» классы, как это себе представляют многие, это – индивидуальная программа для школьника.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
971
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1307
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
999
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
829

Другие новости