0
1024
Газета Образование Интернет-версия

18.02.2005 00:00:00

Разрушать – не строить

Эдуард Днепров

Об авторе: Эдуард Дмитриевич Днепров - академик Российской академии образования, министр образования РФ в 1990-1992 гг.

Тэги: образование, наука, реформы


Суть реформ, которые правительство намерено провести в области образования, науки и культуры, разрушительна. Минфин еще летом экономически оскопил и Закон «Об образовании», и законодательные акты, регулирующие деятельность науки, и «Основы законодательства о культуре»... Понимание этой опасности пришло вместе с возмущением, что названные законы пересматривались без участия экспертов от культуры, науки и образования. (Хотя, заметим, при участии и согласии руководителей соответствующих ведомств.) Но потому и не были призваны эксперты, чтобы провести экономическое оскопление этих сфер быстро, незаметно и без помех.

Смысл этой беспрецедентной акции прост и угрожающ – отказ государства фактически от всех прежних социально-экономических обязательств перед образованием, наукой, культурой. То есть, по сути, исход государства из этих сфер. Чего нет ни в одной стране мира и что представляет собой новое явление в российской жизни, не имевшее аналогов в ее истории.

Речь, по сути, идет о выключении нашей страны из конкуренции на мировом интеллектуальном рынке. Что же касается конкретно планируемой реформы образования, то если отбросить всю окутывающую ее словесную шелуху и обнажить ее основные социальные цели, то реформа эта имеет три главные социальные цели. Первая – расширение платности образования и, в частности, введение ее в средней школе, что абсолютно противоречит и мировой образовательной практике, и Конституции РФ. Вторая – превращение образования в инструмент социальной селекции, ужесточение дискриминации в доступе к образованию. Третья – соответствующее разделение образовательной системы на два сектора – для «элиты» и для «быдла».

Иными словами, образование в руках нынешних «новаторов» из Минобрнауки также приобретает новое социальное качество: оно становится «социальным лифтом», который перемещает большинство нации только вниз.

И, наконец, еще один предстоящий, очевидно не последний, но достаточно тяжелый раунд – под условным названием Государственные муниципальные автономные некоммерческие организации», ГМАНО. Весьма изящная аббревиатура. Этот раунд направлен на раскассирование так называемой бюджетной сферы. Теперь в насмешку над таким названием значительная ее часть остается без бюджета. Этой части предоставлен такой выбор: кто-то может обратиться в состояние ГМАНО, которые будут самостоятельно обеспечивать свою автономность; кто-то будет попросту приватизирован (при этом не оговаривается, что приватизируемая организация не должна менять профиль своей деятельности).

Те же организации социальной, культурной, научной, образовательной сферы, которые будут получать нищий бюджетный паек, «лишаются права на самостоятельное распоряжение средствами из внебюджетных источников». То есть попросту лишаются значительной, если не основной части своих средств. Ибо известно, что в силу мизерности бюджетных подачек нормальная деятельность многих театров, музеев, медицинских учреждений, вузов и даже школ обеспечивается внебюджетными поступлениями, которые составляют от 20 до 80% общего объема финансирования.

В заключение есть смысл более широко посмотреть на грядущие беды образования, науки, культуры – в контексте общей социальной ситуации в стране. Для того чтобы предотвратить эти беды, обитателям названных сфер необходимо сделать по меньшей мере два серьезных шага в «разгерметизации» своего гражданского самосознания.

Во-первых, предстоит понять, что нет раздельного бытия культуры, науки и образования. Их единую судьбу определяет общее отношение к духовной сфере со стороны правительства, которое может давать им необходимую степень свободы и государственной поддержки, а может лишить того и другого, что мы и имеем сегодня. Было бы иллюзией полагать, что какая-то из этих сфер способна самостоятельно спастись.

Во-вторых – и это главное, – предстоит осознать, что отношение власти к образованию, науке, культуре – лишь отражение ее общей социальной политики, то есть ее отношения к обществу. Что и образование, и наука, и культура живут отнюдь не в отдельных особняках, а в том же полуразрушенном разоренном здании, которое называется «социальной сферой».

Судя по некоторым лозунгам «ситцевой революции» («Нет социальному террору!», «Не хотим быть жертвами геноцида!» и др.), ее участники раньше и глубже, чем деятели культуры, науки и образования, поняли суть происходящего. Равно как и подлинную суть закона № 122. Главное в нем не провальная монетизация льгот, а кардинальное изменение социальной политики в стране и соответственно – социального законодательства, финансовое удушение социальной и духовной сферы. Наконец, итоговая цель этой политики – превратить социальную сферу в зону выживания или вымирания. На выбор. В полном соответствии с идеологией социал-дарвинизма – базового основания новой социальной политики правительства и проводимых им социальных реформ.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
924
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
788
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
920
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
625

Другие новости