0
925
Газета Образование Интернет-версия

21.10.2005 00:00:00

Премии или гранты?

Тэги: учитель, премия


учитель, премия Лучший учитель тот, который делает невозможное... На уроке в школе для слабослышащих детей.
Фото Петра Кассина (НГ-фото)

Президент РФ Владимир Путин предложил ввести ежегодные премии в размере 100 тысяч рублей для 10 тысяч лучших учителей страны, а также премии размером в 1 миллион рублей для 6 тысяч учебных заведений. В России более 1,5 миллиона учителей и порядка 70 тысяч школ. Но как выбрать того учителя, который бы не вызвал недоумения или даже недовольства других. И еще... Представьте себе, в бедном селе или небольшом городке, где средняя заработная плата учителя около 2,5 тыс. рублей, появляется вдруг педагог, которому выплатили премию в 100 тысяч рублей. Как это воспримет окружение учителя? Один директор московской школы, услышав это, сказал: «Да разве ж это большие деньги!» Но для села это деньги огромные. Тут бы не проявиться даже элементарной зависти!

«К сожалению, феномен социальной зависти остается весьма устойчивым в культуре современной России, – считает заведующий кафедрой общей социологии ГУ-ВШЭ Никита Покровский. – Действительно, сейчас у нас уже не принято отрицать стремление к благосостоянию. Этого никто не стесняется. Но признать тот очевидный факт, что стремление к богатству с неизбежностью влечет за собой неравенство в достижении этого богатства, готовы немногие». Логика общественного мнения, считает ученый, такова: хорошо быть богатым, если это я сам и моя семья. Но богатый другой – это уже сомнительно┘ Иными словами, оценивать по справедливости богатство человек может только свое. Поэтому и вывод прост: пусть уж я буду не самым богатым, но и сосед останется точно таким же, как я. Следуя этой логике, можно предположить, что в любом случае мысли о возможном лоббировании учителя (она в любимчиках у директора!) и негативные настроения (а чем я хуже!) будут в той или иной степени присутствовать в окружении учителя. Причем тем сильней и явственней они будут проступать, чем беднее будет окружение претендента, считают психологи.

Недавно фонд «Общественное мнение» опубликовал данные своих исследований о зарплатах учителей. Оказалось, что только 28% россиян указывают на бедственное положение учителей. 57% опрошенных уверены, что учителя живут также, как все остальные граждане. Тем не менее 78% респондентов признали тот факт, что престижность работы педагога возрастет, если учителям прибавят зарплату. Социологи еще не успели опросить граждан по этой теме, но большинство публичных высказываний в СМИ и на разного рода совещаниях по этому поводу сводятся к одному, что все-таки деньги для учителя – это хорошо. Как же выбрать достойных? Исаак Калина, директор департамента государственной политики в области образования Минобразнауки, считает, что выбирать достойных – дело общества. В комиссиях по отбору претендентов на премию должно быть не более 50% чиновников. Комиссия должна еще и решить, премии это будут или гранты. Так что премия вроде бы по факту – президентская, а по сути – народная. Спросим наших граждан.

Николай Сванидзе, телеведущий

Наиболее объективный критерий – это успешность бывших учеников в жизни. Но это очень масштабная работа, дело нескольких лет, и, боюсь, никто не станет этим заниматься. Все конфеты и медали, переходящие знамена, к сожалению, обычно достаются у нас не тем, кому предназначались┘ На мой взгляд, всем учителям нужно просто платить нормальные деньги, чтобы в школы шли работать мужчины и не было бы однобокого женского воспитания.

Юрий Беленький, продюсер, режиссер телефильма о школе «Простые истины»

Высшая оценка для педагога – количество учеников, пожелавших стать учителями. Впрочем, эти критерии не исключают и обязательных других: отзывов экспертов, побывавших на уроках, внеклассных занятий по интересам, постоянного расширения кругозора, успеваемости и поведения учеников, мнения общественности и многого другого. Кроме того, в любой школе всегда существует объективная система оценки любого педагога. Лучших знают все: и ученики, и коллеги, и руководство. Худших, кстати, тоже знают. Объективней этой оценки, то есть оценки коллектива, нет... Зависть присуща не только учителям. Учителя же в массе своей – это прогрессивно мыслящие, интеллигентные люди, и радоваться успехам ближних, надеюсь, они умеют. А кроме того, я слышал, что премии будут вручаться ежегодно, так что стимул работать лучше появится вскоре у всех.

Тамара Крюкова, автор книг для детей «Гений по-неволе», «Узник зеркала» и т. д., одна из авторов учебника по русскому языку для 1 класса

Главный критерий в выборе школы, – это, разумеется, отношение к этому педагогу со стороны детского коллектива. Ребенка невозможно обмануть. И не надо бояться, что дети ошибутся. Они любят строгих и эрудированных, умных учителей.

Лучший учитель – это человек-энтузиаст. То есть человек, который не просто преподает учебную программу, но и пытается увлечь детей тем, что происходит за пределами школы. Ведь самое главное – не просто дать знания, а зажечь в детях интерес, сделать так, чтобы у них появилось желание расти и работать над собой.

Не хочется думать о зависти окружающих... А может, кто-то и обрадуется тому, что учитель из его села победил. А если еще своего учителя выдвинет на первом этапе каждая школа России, то отрицательных эмоций в обществе мы, наверное, сможем избежать. В любом случае, чтобы избежать зависти, надо подобрать правильные критерии. Кроме того, нужна и психологическая служба сопровождения конкурса, как это бывает на других конкурсах такого рода.

Наталья Крачковская, актриса

Наверное, определять лучшую школу нужно по знаниям учеников, причем по общей массе школьников. Отличников, как известно, специально «дотягивают», а вот общая успеваемость может быть хоть каким-то критерием. А лучший учитель – это тот, кто умеет донести свои знания и умения до каждого ребенка. Я, например, чистый гуманитарий, по математике была полным профаном, но до сих пор с благодарностью вспоминаю свою учительницу Анну Ивановну Романову. Она так замечательно все объясняла, что даже мне все было понятно и интересно. Мне кажется, в голосовании обязательно должны принимать участие ученики. А с завистью учителя справятся, на то они и учителя.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1754
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4306
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2363
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2680

Другие новости