0
1574
Газета Образование Интернет-версия

30.06.2006 00:00:00

Учебу оплатит «Крэйн»

Тэги: крэйн, матросов, образование, кредитование


крэйн, матросов, образование, кредитование Михаил Матросов: «Принципиальное преимущество нашего кредита – не требуются залог и поручительство».

– Что такое компания «Крэйн»? Как и когда она возникла и у кого вообще родилась идея создать систему образовательного кредитования в России?

– Сама идея кредитования образования возникла давно. Накоплен большой международный опыт в этой области, в США, например, эта система функционирует уже более 40 лет. У нас предложение выдавать образовательные кредиты студентам Плехановской академии высказал ее ректор Виталий Иванович Видяпин. Олег Владимирович Дерипаска поддержал идею реализации образовательного кредитования на действительно доступных условиях. Так в конце 2003 года была создана компания «Крэйн».

Динамику развития компании можно оценить в двух направлениях. В 2004 году в четырех вузах-партнерах было оформлено 359 кредитов. К 2005 году уже в восьми вузах-партнерах по программе училось 1200 студентов, оформивших кредитов на сумму около 20 миллионов долларов. К вступительной кампании 2006 года мы подошли с 18 вузами-партнерами, и о ее результатах можно будет говорить через 2 месяца.

– Почему именно вы возглавили этот проект? У вас был опыт в делах такого рода, связи в Министерстве образования?

– Ни того, ни другого не было. Более того, опыта реализации подобных проектов в стране не было ни у кого. Так случилось, что я оказался у истоков зарождения этой идеи, и мое желание участвовать в уникальном проекте нашло поддержку у Олега Дерипаски.

– Вы как представитель бизнеса наверняка с самого начала понимали, что «Крэйну» нужны веские конкурентные преимущества, чтобы заявить о себе. Чем ваши образовательные кредиты отличаются от предложений конкурентов?

– Образовательные кредиты, которые выдают некоторые банки в России, по условиям от потребительских мало чем отличаются. Принципиальное преимущество нашего кредита – не требуются залог и поручительство. Кредит предоставляется непосредственно студенту, а не его семье. На весь период учебы студенту предоставляется отсрочка погашения как основного долга, так и процентов по нему.

– Готов ли сам студент к такой ответственности, к такому резкому включению в инфраструктуру финансовых отношений?

– Конечно, кредит накладывает серьезные обязательства, брать их на себя в юном возрасте, наверное, непросто. Они уже не дают права быть легкомысленным. С другой стороны, у общества появляется дополнительный шанс вырастить ответственное поколение, умеющее принимать решения и отвечать за них.

– Как вы определяете степень ответственности своих заемщиков? Верите на слово?

– Я верю в атмосферу доверия, которая сложилась между всеми участниками программы. Мы работаем с лучшими вузами страны, которые создавали свою репутацию десятилетиями и дорожат ею. Престижность вуза складывается в значительной степени благодаря уровню его студентов. Отсюда и наше доверие к самому заемщику. Могу привести пример. У нас почти половина студентов из регионов. Ребята взяли на себя смелость приехать и поступить в один из лучших вузов страны, взяли на себя ответственность за кредитные обязательства. Они уже сделали осмысленный шаг. Быть может, они еще не в полной мере ответственны, зато в хорошем смысле дерзки и инициативны. А инициатива и смелость плюс хорошее образование, атмосфера гражданского воспитания – это уже оптимистичные предпосылки. Насколько верен наш подход, покажет время.

– Как выстраивается механизм взаимодействия компании «Крэйн» и банка «Союз»? Пока не совсем ясно, которая из двух организаций является ключевым звеном в процессе.

– Компания «Крэйн» разрабатывает новый системный продукт – образовательный кредит, который в первую очередь ориентирован не на скорейшее извлечение прибыли, а на возможность для заемщиков получить качественное высшее образование. В будущем любой банк сможет самостоятельно выдавать образовательные кредиты, но на начальной стадии, с неизвестными рисками, безусловно, внедрять программу возможно и правильно через идеологически близкий банк. В нашем случае такой идеологический партнер – банк «СОЮЗ», входящий в структуру «Компании «Базовый элемент».

Главное в механизме взаимодействия – предоставление «Крэйном» гарантий возврата через размещенные депозиты, что позволило выдавать студенту кредит без обеспечения.

– А вы, компания «Крэйн», откуда деньги берете? Понятно, что это «деньги Дерипаски», но если мы говорим о развитии системы образовательных кредитов, то должен быть какой-то более универсальный источник средств.

– Универсальный источник средств должен быть по определению источником дешевых и длинных денег. Как правило, это консервативные фонды, например пенсионные. Но для стабильного привлечения таких средств система должна не только быть сформированной, но и доказать свою надежность.

Сегодня будущая система только обсуждается, поэтому мы используем свои возможности привлечения дешевых денег с тем, чтобы для студента они воплотились в максимально удобные условия кредитования.

Главное сегодня – не универсальный источник денег, главное – отработать технологию взаимодействия государства, заемщика, вуза, инвестора.

– То есть вы берете деньги под низкий процент, выдаете образовательный кредит под более высокий процент и «греете руки» на студентах?

– В нашем случае «нагреть руки» можно было бы при уверенности в 100-процентной отдаче кредитов. Мы не рассчитываем на получение прибыли в первые годы программы вообще, так как она изначально была для нас проектом с длительным периодом развития.

– Зачем вообще искать деньги за рубежом? У нас ведь есть свои, бесплатные деньги, которые сейчас, например, вкладываются в нацпроект по образованию. Образовательные кредиты разве не вписываются в рамки нацпроекта?

– Национальные проекты представляют собой направление бюджетных средств в социально значимые области. В случае с образовательным кредитом, который, несомненно, обладает рыночным потенциалом, возможности бизнеса еще не раскрыты. В нашем случае проектом и поддержкой государства может стать участие в отработке технологий образовательного кредитования, что позволит в дальнейшем сформировать рынок в масштабах страны.

Перед нами задача технологическая – создать систему распределения и сопровождения образовательных кредитов, разработать методологию по профилактике и работе с невозвратами. Это станет возможным опять-таки когда система будет надежной, а надежности может способствовать участие государства. Я вижу мультипликационный эффект от участия государства в системе образовательных кредитов именно через гарантии невозврата. И такой подход нашел поддержку в Министерстве образования и науки. На последней коллегии министерства в целом одобрена концепция государственной поддержки образовательного кредитования и его апробация в режиме эксперимента.

– А вы какой процент невозврата планируете?

– Мы знакомы с мнением многих экспертов-теоретиков в оценке возможных невозвратов, дана она, на мой взгляд, на основе субъективных подходов. В мировой истории образовательных кредитов невозвраты колеблются от 5 до 80%. Какое место по этому критерию займет Россия, поможет ответить практический опыт.

– То есть сейчас деятельность «Крэйна» – это благотворительность? В обозримом будущем вы ожидаете коммерческий результат?

– Благотворительность – дело, безусловно, важное. Но цели и инструменты благотворительности в принципе другие. Наша задача – отработать технологии привлечения инвестиций в образование.

Студенты о кредитах компании «Крэйн»

Анна Алборова, студентка РЭА им. Г.В. Плеханова: «Считаю, что из любой проблемы есть выход»

Я из Сочи, у нашей семьи есть доход, но не очень стабильный. Поэтому отец сказал так: пусть лучше набегает какой-то процент, но мы не будем в начале каждого семестра лихорадочно искать деньги на оплату обучения. Я буду уверенно получать образование, а через какое-то время начну работать – я знаю, что наших выпускников просто расхватывают, – и выплачивать кредит.

Со второго семестра третьего курса собираюсь идти работать. Мне хочется многого, но я решила не хвататься за все сразу и развиваться постепенно. К четвертому курсу я планирую уже серьезно работать, в крупной компании – там больше возможностей быстро развиваться. Когда-то сказала себе: добьюсь своего, поступлю в Плехановскую академию. Это моя жизненная позиция: почему я не могу?

Артем Насыров, студент геологического факультета СПбГУ: «Моя мечта – открыть новый источник энергии»

Самая большая моя мечта – это открыть новый источник энергии. Чтобы как можно меньше брать у земли, получать все, что мы хотим, не нанося вреда экологии. Поэтому я пришел в Петербургский университет, который известен тем, что дает свободу найти себя в любой области. Изначально я поступал на дневное бюджетное отделение, но набранных баллов не хватило, а в приемной комиссии лежали материалы о кредите компании «Крэйн». Когда понял, что смогу учиться только на платном отделении, решил взять кредит. Конечно, если возникнут проблемы, родители помогут, но я планирую максимально взять на себя все обязательства по погашению кредита.

Диана Грекова, факультет государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова: «Учеба в кредит на меня психологически не давит»

Очевидный, огромнейший плюс программы – тебе дают возможность учиться, не думая о погашении кредита во время учебы. Уверена, что работать буду по специальности. Востребованность менеджера-экономиста, специализирующегося на антикризисном управлении, кажется мне очевидной. Сейчас я уже активно ищу работу – не стоит откладывать приобретение трудовых навыков на завтра. Я, конечно, осознаю, что кредит придется отдавать – но жить это совершенно не мешает. Кредит планирую отдавать сама, причем досрочно. Не хочу взваливать на родителей ответственность за то решение, которое сама же приняла.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1397
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
697
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3681
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2865

Другие новости