0
1968
Газета Образование Интернет-версия

02.06.2009 00:00:00

Бой на перемене

Тэги: образование, школа, архитектура


образование, школа, архитектура Повернуться негде.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)

По какому пути развиваться школьной архитектуре дальше – об этом шла речь на прошедшем недавно заседании Общественной палаты при президенте РФ, которое вела заместитель председателя комиссии по образованию и науке Любовь Духанина.

Дело в том, что красота – это еще не все для школьного здания. Оно должно быть функциональным, должно обеспечивать учебный процесс, эвакуацию на экстренный случай. И недаром в царской России в конце XIX века существовали разные нормы школьных зданий: церковно-приходских, земских и министерских. «В Советском Союзе тоже была нормативная база, создававшаяся десятилетиями опытными специалистами разных областей, которая обновлялась каждые пять лет, последний раз – в 80-х годах прошлого века, – сказала на заседании Людмила Викторова, сотрудница Центра методологии нормирования в строительстве. – Пусть сейчас это будет свод правил, но для его разработки должно быть задание от Министерства образования. Ведь сейчас в России около 10 разных типов школ, и для всех должны быть разные задания. Что такое гимназия? Какой должен быть в ней набор помещений, схем взаимодействия?»

То есть для того, чтобы выполнить проект школьного здания, архитекторы должны иметь нормы. Иначе может получиться такой казус, который случился в одной столичной неимоверно красивой постройке с обилием фонтанов и зимних садов – в этой школе забыли предусмотреть┘ актовый зал. Проще говоря, начиная проектирование, надо знать, сколько классов, лабораторий, изостудий и прочих помещений необходимо.

Но, по словам Любови Духаниной, наше образование тоже не стоит на месте, и надо бы понять, куда оно намерено двигаться. Хотя существует мнение, что наше образование лучшее в мире, но какое оно? Возможно, слишком академическое, с излишне перегруженными программами, а отсюда и с удручающей медицинской статистикой. Так, 30% выпускников школ имеют ограничения в выборе профессии, только 70% годны по линии военкомата, 60% имеют нервно-психические заболевания, а за последние пять лет картина общего нездоровья только ухудшилась. И уже несколько лет медики выступают с настоятельными требованиями уменьшить нагрузки. «Да, да, да», – отвечает Министерство образования, и┘ почему-то вводятся новые ну очень необходимые предметы типа «Москвоведения», «Основ безопасности жизнедеятельности», «Мировой культуры» и т.д. А школы с разными «уклонами» добавляют еще и что-то свое┘

При всем при этом на международных олимпиадах в последние годы наши школьники показывают отнюдь не лучшие результаты. И если еще ученики начальной школы поражают мир своей вдумчивостью и развитостью, то вот 15-летним достаются места ближе к сороковым. Возможно, надо учиться чему-то еще, коммуникации, например, умению решать задачи не с экскаваторами и ямами и бассейнами с трубами, а более жизненные. Ведь, как сказал Альберт Эйнштейн, «образование – это то, что остается, когда мы забываем все, чему учили в школе».

А если ориентироваться на совсем другие подходы к организации учебного процесса, то тогда уже простым увеличением нормы площади на ученика – с 4 кв. м до 16 и даже до 40, оснащением помещений компьютерами и новыми досками не обойтись. Новаторы от образования ездят по миру и пытаются понять организацию учебных процессов за рубежом. А отличий много. Например, считается, что дети разных возрастов не должны обучаться в одном здании, потому как ученики 7 лет и 17 – это совсем разные люди. У младших отсутствует потребность в общении с классом, ученик-первоклашка вполне может провести перемену в беседе с учителем, и ему достаточно похвалы последнего. Поэтому в Швейцарии, например, для младших классов школа сделана по семейному типу. В подвале здания располагается кухня, есть игровой зал с игрушками, и только наверху располагаются классы. В Японии ученики могут выйти в сад, где у каждого есть собственный стол...

Появляются принципиально новые проекты и у нас. Так, молодые архитекторы представили в холле Общественной палаты совсем уж фантастический школьный город с десятком отдельно стоящих зданий под огромным прозрачным куполом. По словам архитектора Якова Абутова, времена общежитий прошли, и новая школа должна состоять из коттеджей. Правда, рассчитан проект аж на 5 тыс. учеников – где ж столько набрать-то? А иначе экономически не выгодно.

Интересное наблюдение вынес из посещения скандинавских школ директор Центра образования № 548 «Царицыно» Ефим Рачевский. Дело в том, что в скандинавских школьных зданиях в туалетах нет «предбанников», помещений, где руки моют, а заодно и курят, и бьют – весь школьный криминал происходит именно на этих небольших пространствах. В зарубежных же проектах из общего холла можно попасть сразу в кабину. «А руки помыть и в коридоре можно», – сказал Ефим Рачевский. Правда, архитекторы отпарировали, что это «неэстетично», что, мол, камеры слежения поставьте в туалетах. Но, господа проектировщики, в таких вопросах, наверное, лучше практиков послушать, они-то знают, что говорят. Например, если, по мнению архитекторов, «коридорное» устройство школьных зданий тоже неэстетично и напоминает «зону», когда надсмотрщиком просматривается все пространство, то, по мнению практиков, без этого не обойтись. «Нет уж, пусть лучше просматривается», – прокомментировал эту критику директор гимназии «Корифей» из Екатеринбурга Сергей Бабетов. Ведь наши ученики себя сейчас так ведут, что рекомендации психологов создать укромные уголки для разгрузки психики будут использоваться совсем в других целях. А вот идея разделения учеников по возрастам и создания отдельных блоков школьных зданий у практиков возражений не встретила.

Словом, какой ей быть – школе будущего, – эти вопросы обязательно надо обсуждать всем миром, и проектировщикам обязательно надо прислушиваться к мнению тех, для кого они работают.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2088
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4784
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2621
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3017

Другие новости