0
1418
Газета Образование Интернет-версия

01.03.2011 00:00:00

Город школьных контрастов

Тэги: москва, школа, образование


москва, школа, образование В новом микрорайоне Москвы по соседству могут быть расположены как плохая, так и хорошая школы. Выбор за родителем – только бы не ошибиться.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Состояние и перспективы столичного образования исследовала рабочая группа под руководством ректора Высшей школы экономики (НИУ) Ярослава Кузьминова. Основные выводы: Москва – город неравных и неиспользованных возможностей, культурное расслоение московских семей все заметнее, хорошую школу для ребенка нельзя выбирать по внешним признакам. И главное – Москва не предоставляет школьникам равного доступа к качественному образованию.

Если сравнить совокупное годовое финансирование московского образования с зарубежными странами, то Москва находится на втором месте после Австрии, при этом опережает Португалию, Чехию, Финляндию и Ирландию. Но при всем этом жители столицы предъявляют гораздо большие запросы и высказывают значительно большую неудовлетворенность качеством образования, чем население других регионов страны.

Так чем же недовольна Москва? Один из главных тезисов исследователей звучит так: «Москва – город неравных возможностей». Это означает, что качественные школы распределены по территории города неравномерно и скопление в одном районе города снижает их доступность для школьников из других районов. Неснятые транспортные проблемы мегаполиса вынуждают родителей искать для своих детей школу так называемой шаговой доступности. Но и среди школ одного района разница в качестве образования порой слишком заметна. Например, подавляющее большинство хорошо сдавших ЕГЭ по математике среди учащихся Центрального административного округа учатся в 10–15 школах. В 13% же школ этого же района более 40% учащихся имеют неудовлетворительный уровень подготовки.

Вдобавок, по мнению авторов исследования, в Москве заметны целые «очаги неблагополучия» в сфере образования. Недавно была лишена аккредитации московская школа № 874. Около месяца назад мэр Москвы Сергей Собянин на оперативном совещании в мэрии заявил, что власти столицы впервые лишают среднюю школу аккредитации за плохое качество обучения. И ведь что здесь любопытно – данное учебное заведение было очень даже неплохо материально оснащено, имело собственную концепцию развития, называло себя – «школой здоровья». И внешне школа выглядела очень даже пристойно. Лишь контрольные работы учащихся, выполненные в ходе подготовки к аккредитации, показали, что все обстоит далеко не так благополучно, как кажется. С работой по математике в 9-м классе не справились более 50% ребят, по русскому языку – 62%, по химии – 68%, по английскому – 70% учеников. Что ж, теперь родители точно знают: по внешним признакам школу для ребенка выбирать нельзя. Хоть какой-то ориентир дает ЕГЭ. А еще больше информации о школе можно получить от родителей.

Авторы доклада считают, что возможности выбора качественных образовательных услуг ограничены еще и уровнем доходов родителей. Реальный выбор школы фактически возможен для того ребенка, доходы родителей которого превышают 20 тыс. руб. При этом, напоминают исследователи, Москва – регион-лидер по объему расходов на образование. Из бюджета города на эти возвышенные цели направляется около 15% средств (по данным 2009 года, это 180,4 млрд. руб.).

Как считают исследователи, огромная разница в качестве образования характерна не только для школ, но и для вузов. В столице работает 264 вуза, из них 109 – государственные. В московских университетах, институтах, академиях учатся более миллиона студентов, из них более 800 тыс. – на очных отделениях. Казалось бы, это огромный ресурс. Но московское высшее образование слабо связано с экономикой города. Все упирается в карьерные ориентации молодежи. Москва на 5–7% превышает и без того очень высокий уровень предпочтений выпускников школ РФ в отношении именно высшего образования.

В ситуации, когда две трети московских вузов не дают достаточных профессиональных знаний, московские школьники в массовом порядке желают учиться только в вузах. И не видят себя на рабочих специальностях. Поле же предпочтительного для них трудоустройства c каждым годом только сужается. Если пять лет назад выпускники многих вузов еще могли стать «офисным планктоном», то сейчас они не идут дальше менеджеров торгового зала.

Такова мгновенная картинка школьного и вузовского образования Москвы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2089
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4790
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2624
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3020

Другие новости