0
2681
Газета Образование Интернет-версия

15.11.2012 00:00:00

Две эпохи образовательного законодательства

Эдуард Днепров

Об авторе: Эдуард Дмитриевич Днепров - академик Российской академии образования, министр образования РФ в 1990-1992 годах.

Тэги: образование, законопроект


образование, законопроект Фото Reuters

Закон «Об образовании» 1992 года рассматривал образование как социальную сферу, выделяя его гуманитарную сущность и гуманистический смысл и предваряя положение Конституции РФ о социальном государстве. Проект нового закона «Об образовании в РФ» , который планируется рассмотреть 11 декабря во втором чтении в Госдуме, обходится с образованием скорее как со сферой технократической и утилитарно-прикладной.

Именно поэтому проект закона стремится регламентировать все и вся. Отсюда, в частности, его громоздкий неподъемный объем, который абсолютно не применим для образовательной практики. Проект составляет 417 страниц, что в шесть раз больше Закона «Об образовании» 1992 года (который был признан ЮНЕСКО самым прогрессивным и демократическим образовательным актом конца XX столетия). Понятно, что рассматривать сколько-нибудь подробно это избыточное многословие невозможно. Поэтому я выделю только несколько принципиальных моментов.

Первое. Минобрнауки не выдержало натиск Минфина и не внесло в проект все, что касалось финансовых гарантий развития образования и заработной платы его работникам. Отмечу, что все это было в Законе «Об образовании» 1992 года.

Второе. Поскольку Минобрнауки не смогло отстоять перед Минфином вопрос о стипендиях студентам, им фактически не остается ничего другого, как выйти на всероссийскую забастовку с требованиями восстановить планируемые ранее размеры стипендий и сохранить существующее количество бюджетных мест в вузах, число которых по проекту сокращается почти на 1 миллион.

Есть, конечно, и более простой, менее травматичный способ решения двух названных задач. Для этого Госдума в процессе подготовки второго чтения проекта закона должна внести в него отсутствующие цифры, о которых ранее шла речь, из альтернативного законопроекта.

Третье. Необходимо устранить из проекта статью 91 как противоречащую Конституции РФ. Эта статья фактически устанавливает в светской школе преподавание религии как общеобразовательного предмета и при этом за государственный счет.

Кроме того, в этой статье, которая называется «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования», допускается абсолютно неправомерное смешение двух вещей: изучение основ духовно-нравственной культуры народов РФ и получение религиозного образования.

Четвертое. Необходимо убрать из проекта и статью о ЕГЭ. Единый государственный экзамен постоянно трансформируется, меняет и форму, и содержание, и неразумно закреплять в законе то, что не нуждается в закреплении. Кроме того, до сих пор остается открытым вопрос о добровольности ЕГЭ, в частности, нужен ли он тем, кто не стремится в вузы. Я уж не говорю о том, что ЕГЭ совершенно не является «формой объективной оценки обучающихся», как говорится в проекте. Это абсолютно не соответствует действительности.

Наконец, статья о ЕГЭ в законе закрепляет только одну, официозную точку зрения на крайне противоречивое явление, которое уже много лет сотрясает систему образования и вызывает ожесточенные споры в обществе и педагогическом сообществе. Большинство участников этих споров убеждено, что ЕГЭ – это вредоносное изобретение господствующих в последнее время авторитарных образовательных технократов – разрушает саму гуманитарную и гуманистическую суть образования – развитие творческого критически мыслящего молодого поколения.

Пятое. В представленном проекте федеральный государственный стандарт общего образования не содержит требования к обязательному (базисному) содержанию этого образования, в пределах которого реализуется бесплатное общее образование. Это делает стандарт бестелесным, бессодержательным и чревато неизбежным ущемлением прав граждан на бесплатное общее образование. Преодолеть этот фундаментальный порок можно путем включения примерных образовательных программ в структуру стандарта. Хотя бы как приложение к нему. Это избавит учебный процесс от злоупотреблений с минимизацией бесплатного и увеличением объема платного образования.

Таким образом, новый законопроект по сути антисоциален и недемократичен, а в случае с введением религии в школу – антиконституционен.

Для того чтобы выправить эти и другие недостатки проекта закона, отмеченные, в частности, различными комитетами Госдумы, необходимо перенести второе чтение проекта на более поздний срок и, во-вторых, создать согласительную комиссию, которая должна будет учесть многие замечания и подготовить законопроект ко второму чтению.

Опыт работы такой согласительной комиссии, чрезвычайно удачный и плодотворный, мы имели при пересмотре Закона «Об образовании» в 1995 году. Тогда эта работа удовлетворила и специалистов в области образования, и правительство, и все политические силы, представленные думскими фракциями. Без работы такой согласительной комиссии второе чтение будет бесплодным, а закон – ущербным.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
688
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
606
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
719
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
494

Другие новости