0
5005
Газета Образование Интернет-версия

04.02.2014 00:01:00

Почем школьное "золото"

Александр Сайбединов

Об авторе: Александр Геннадьевич Сайбединов – народный учитель России, директор Губернаторского Светленского лицея города Томска.

Тэги: образование, инновации, золотая медалб


образование, инновации, золотая медалб Фото Reuters

То, что система образования является сегодня основным событийным центром, с отлаженной чистотой будоражащей общество очередными новостями, это понятно. Десятилетия директивно бумажных экспериментов и инноваций, так и не проникших в саму природу образовательного процесса, по сути, проблем образования не решили.

Об угрозе институционального изменения и исчезновения института массовой школы я говорю уже не один год, и с каждым годом эта возможная реальность становится более очевидной. Исход учеников из школы на сегодня маловероятен, но только на сегодня. И в основе этого риска лежит не чей-то злой умысел или массовое заблуждение, с этим можно бороться. Угрозу изменения массовой модели обучения детей несет в себе неудержимо развивающийся научно-технический прогресс. Он способен изменить не только такую мелочь, как форма обучения детей в государстве, но и спровоцировать более глобальные риски как для государственных систем и моделей в организации жизни человека, так и для человеческой цивилизации в целом.

Только школа способна сохранить современную цивилизацию, перед которой уже сегодня должна стоять более важная и широкая задача, чем качество образования, – качество человека. И если сегодня не обратить внимание на симптомы ослабления массового образования в виде дискуссий о новых формах семейного, дистантного, заочного образования, нацеленного на выведение из школы прежде всего качественного ресурса учащихся, то завтра в случае наихудшего развития социальных процессов в обществе востребованность самого обучения в обществе, особенно в его маргинальной части, будет поставлена под вопрос.

Сегодня, впрочем как и вчера, с учительством нельзя работать только механически, с помощью приказов и распоряжений. Это совершенно неэффективно. Они будут исполнены с таким же уровнем формальности и в результате вместо качества поставят под сомнение необходимость действительно очень важного нововведения. Любые инновации в образовании, даже самые прогрессивные и очевидные, если они не становятся частью убеждения учителя, частью его учительской культуры, с улыбкой принимаются системой к исполнению, а затем сливаются в невостребованный ручей развития образования как неэффективные и ненужные.

Консерватизм образования лучше всяких охранных систем и замков защищает школу. Главное только ее не напугать, чтобы она изнутри не заколотила двери. Как порой сегодня и получается. Вот и стоим порой по обе стороны дверей школы и ведем переговоры, убеждая друг друга, то об ученической форме, о ЕГЭ или стандартах, то о системе оплаты труда учителя и еще о многом действительно очень важном и нужном. И слова вроде все знакомые, а понимания порой нет – нужен толмач, без переводчика не получается, каждый говорит о своем.

Вот и сегодня решение об отмене медалей за успешное обучение в школе вызвало целую волну споров и дискуссий, хорошо это или плохо. На самом деле это и не хорошо и не плохо. Это другое, из разряда, насколько полезен паспорт для вождения автомобиля, который о тебе, конечно, расскажет, но вряд ли поможет. Именно это сегодня происходит с медалями. Как награды за успехи в обучении они, без сомнения, наполнены значением. Но отсутствие в них содержания, в виде льгот при поступлении или других преференций, делает их на сегодня бессмысленными и малозначимыми. Но острота проблемы не только в факте самой отмены медалей, а в некотором подспудном недоверии институту школы за качество выставленных отметок, а следовательно, и качеству самих медалей, и для этого действительно есть основания.

Некогда чистое золото советского образования с 1 и по 10 класс, ни у кого не вызывавшее сомнений, заменили на «золотистый» суррогат, разрешив выдавать медали за два последних года обучения в старших классах. И сразу по всем российским школам пошел золотой звон. Золотая лихорадка, охватившая школы, выдавала с каждым годом все больше и больше золота на-гора, все больше увеличивая противоречие между качеством медалей и их количеством.

С приходом ЕГЭ клондайк в школах закрылся, но исчезла ли проблема качества? Нет, не исчезла! Она стала сложней. Последовательная политика министерства в части приведения в соответствие с необходимым качеством как диссертаций, так и результатов обучения в школе своевременна и очень важна. При этом, как всегда, важно не выплеснуть с водой и самого младенца – новую систему оценки качества образования, которая еще только начинает зарождаться и обретать форму.

Также нельзя допустить, чтобы история пошла по кругу, заставляя школы все ниже и ниже опускаться на колени перед ЕГЭ, стобалльниками и портфолио. В противном случае история развития российского образования пойдет не по спирали, а по кругу. Где уже готова новая «золотая лихорадка» в виде очень быстро развивающейся доходной индустрии по выдаче грамот и дипломов для обязательного портфолио, увеличивающегося количества спецкурсов по ЕГЭ, не имеющих прямого отношения ни к развитию качества образования, ни к элементарной образованности.

Я думаю, все эти риски Министерство образования видит, понимает и найдет соответствующие решения.

Меня же как учителя беспокоит другое, что за чередой создания независимых институтов по измерению качества образования, независимых экспертов появятся затем самые независимые институты и эксперты, нуждающиеся, в свою очередь, в самой независимой экспертизе. В итоге все это приведет к всеобщему недоверию, и в первую очередь к школе и учителю. А ему завтра открывать дверь в класс...

Понимая это, золотые медали выпускникам школ можно было бы смело оставить. Но вручать только за отличное обучение с первого класса, начиная, например, с сентября 2014 года. И, возможно, тогда первое золото выпускников 2025 года будет действительно сиять знаниями ученика и трудом учителя!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
829
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
724
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
842
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
576

Другие новости