0
4005
Газета Образование Интернет-версия

27.05.2014 00:01:00

Третья фундаментальная наука – культурология

Геннадий Галуцкий

Об авторе: Геннадий Максимович Галуцкий – доцент, кандидат экономических наук, специалист по экономике культуры.

Тэги: образование, культурология, технологии, вузы


образование, культурология, технологии, вузы В новый век люди вступили в состоянии, о котором мечтали тысячи предшествующих поколений. Фото РИА Новости

Современных прагматиков, руководящих системой специального образования и культуры, ничто не убеждает в исключительной роли специального культурологического образования для целей прогресса культуры вообще и ее отдельных отраслей в частности. Акценты в системе образования в последние годы смещаются под давлением общественного мнения. В воздухе витает объяснимая идея: возродить массовую подготовку рабочих для отраслей материального производства, которая соответствует чаяниям основной массы населения РФ.

Миллионы рабочих, инженеров, научных сотрудников, сокращенные при закрытии нерентабельных фабрик и заводов, научных институтов и лабораторий в 90-е годы, вынужденно переквалифицировались в продавцов, менеджеров и т.п. И они не приняли изменения своего социального статуса с «гегемона» и «интеллектуальной элиты» в статус «торгаша», который долгие годы считался доходным, но унизительным. Именно они требуют воссоздать фабрики и заводы, вернуть гордое звание «рабочий» на пьедестал общественного признания.

В соответствии с общественным запросом Министерство науки и образования требует от вузов ограничить массовую подготовку экономистов и юристов и сконцентрироваться на обучении специалистов инженерных направлений.

При этом не учитывается очень важное обстоятельство. ХХ век закончился. В новый век 6 млрд человек вступили в состоянии, о котором мечтали тысячи предшествующих поколений. Пришло время, когда человек может не надрываться в тяжелом труде, а все необходимое для жизни могут обеспечить автоматы, работающие на заводах.

При современной технологической культуре в агросфере и в материальном производстве достаточно задействовать всего 6–7% трудоспособного населения, и все человечество будет обеспечено ресурсами жизнеобеспечения. Еще 40–45% потребуется привлечь в систему коммуникаций (торговля, финансы, управление, транспорт, связь и т.п.), чтобы доставить продукты к потребителю. Итого чуть более половины трудоспособного населения.

Вторую половину составляют те, кто хочет иметь работу, но не может найти, становясь безработными поневоле. А также те, кто не хочет работать, ведя праздный образ жизни за счет перераспределения общественного продукта через социальные фонды. Они тоже относятся к категории безработных. Их число велико в странах с высоким уровнем развития человеческого потенциала и в регионах с высокой рождаемостью.

Миллиарды людей стали обладателями колоссального фонда свободного времени (читай – безработицы), масса которого возрастает вместе с ростом уровня технологической культуры. Как они будут организовывать свою повседневную жизнь? Кто создает технологии организации свободного времени? Что (или кто) является предметом для применения технологии в культурной деятельности: свободное время, которое надо «освоить», или человек, располагающий свободным временем? Какова цель применения избранной технологии? Заработать деньги или изменить что-то в человеке? Методологического единства по этим вопросам не существует.

Известно, что многие психологи категорически осуждают отдельные сценарии из культурной повседневности, которые тем не менее их авторы и создатели выпускают в оборот в качестве массовых зрелищ. Психологи указывают на пагубную роль этих произведений, а коммерсанты – на востребованность массами. Почему?

Ответы на эти вопросы не дадут робототехники, нанотехнологи, системные администраторы и инженеры-энергетики или горные инженеры. И они не будут решать проблемы освоения свободного времени. У каждого из них есть свои технологии. Не смогут решать их и музыканты с консерваторским образованием, музейные работники, выпускники театральных учебных заведений. Их технологии могут быть очень эффективными. Но каждая применима в очень узком спектре общей культуры.

XXI век требует: 1) признания за культурологией права считаться третьей фундаментальной наукой (вместе с физикой и математикой) и 2) расширения подготовки технологов-культурологов как специалистов в пограничной области между материально-экономическим и духовно-нравственным аспектами бытия. Это прежде всего специалисты в области организации культурно-досуговой, социально-культурной, культурно-просветительной деятельности, иных форм массовой работы с населением. Их специально обучают создавать и применять инструменты гуманизации общества или повышения его агрессивности, необходимой при защите жизненного пространства. Для современной России, которая в ближайшие десятилетия вынуждена стать страной, принимающей миллионы иммигрантов с иными социокультурными стереотипами и поведенческими стандартами, вопрос подготовки для сферы культуры профессионалов, имеющих университетское образование, – вопрос архиважный.

Именно поэтому подготовку такого рода специалистов и профессионалов следовало бы считать приоритетной в рамках концепции государственной культурной политики.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
753
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2287
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1380
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1715

Другие новости