0
1186

21.12.2000 00:00:00

Партизан Канарис


Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. В 9 т. Т.4. Всемирная история. С 1800 года до наших дней / Пер. с англ. - М.: Инфра-М, Весь Мир, 2000, 436 с.

Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. В 9 тт. Т.7. Народы и культуры / Пер. с англ. - М.: Инфра-М, Весь Мир, 2000, 416 с.

Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. т. 8. Вселенная. - М.: Инфра-М, Весь Мир, 20000, 190 с.

"Всемирная история. С 1800 г. до наших дней" продолжает "Всемирную историю. С древнейших времен до 1800 г." - о каковом томе "Оксфордской иллюстрированной энциклопедии" мы писали год назад (см. "EL-НГ" от 23.09.99 г.).

Среди достоинств главное - то, что это издание ориентировано на англосаксонскую культуру. Российские издатели ничего не меняли в тексте, за исключением исправления немногих очевидных ошибок и некоторой объяснимой стремительным течением времени модернизации. Посему издание отражает определенный дух и традиции, и нам нелишне изучить представления о мире, рожденные в Оксфорде. Русскоязычный читатель даже при беглом просмотре книги почерпнет много нового именно из военной истории ХХ века. О том, к примеру, что, оказывается, "ключевой фигурой Д.С. в Германии был адмирал Вильгельм Канарис" - это из статьи "Движение Сопротивления (resistance movements), подпольное антифашистское движение, боровшееся против нацистской Германии и Японии во время 2-й мировой войны", - и, таким образом, с шефом абвера (полное имя - Фридрих Вильгельм) соседствуют в рамках одной колонки (и общей, видимо, борьбы!) "Красная капелла", "маки" и всяческие партизаны. Впрочем, понятно, что все войны, локальные и глобальные конфликты оставили в европейской культуре столь же заметные следы, как и в нашей, - но просто по-другому. А разобраться во всем и сразу невозможно. Естественным поэтому должно воспринять, что "Энциклопедия" называет афганских моджахедов как раз партизанами - и это правильно, несмотря на то, что в нашем сознании слово "партизан" до сих пор носит выраженную героико-положительную окраску и совсем не рифмуется с "моджахедом".

Таким образом, копаясь в "нерусифицированном" издании, мы немало узнаем и о себе самих - хотя бы и от противного; о собственных (тоже, конечно, искаженных) представлениях об окружающей действительности. Вот, скажем, все советские лидеры в книге есть - а Андропова с Черненко нету. Первый, однако, присутствует в статье "КГБ (KGB)", как "самый известный председатель", при котором действия комитета "приобрели особую изощренность".

Сказанное вначале о достоинствах касается и седьмого тома той же "Энциклопедии" - под названием "Народы и культуры". Тут огромный (во всяком случае, по замыслу) охват материала. Сразу надо отметить, что понятия народ или народы среди словарных статей не обнаружены. "Культура (culture)" - есть. Как "основополагающее понятие, имеющее два широких значения: 1) обычаи, цивилизация и достижения определенной эпохи или народа; 2) иск-ва и другие проявления интеллектуальных достижений человечества в их совокупности. К. - одно из наиболее трудных с т. зр. определения понятий. Немало работ было написано только по поводу самого термина <...> Различные значения термина "К." условно могут быть сведены к двум осн. группам: антропологической и художеств". и т.д.

На том же развороте кулинария рассматривается с точки зрения традиции , статья так и называется - "Кулинария, традиции": "обществ. или религ. правила, касающиеся иск-ва приготовления пищи и сервировки стола, а также принятия еды и питья".

Очень много здесь статей, посвященных описанию кодов и понятий современной массовой культуры, цивилизации, сложившейся к концу века. Тут и "Би-би-си", и "Насилие", и "Психологический тест"; "Экология", "Фьючерсные рынки", "Постмодернизм", "Диктатура", "Отмывание денег", "Самиздат", "Сеть Интернет", "УВКБ (Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев)" и т.д. и т.п.

В понятие культуры и культур помимо основополагающих наукообразных определений типа "Убеждение, метод коммуникативного воздействия на сознание личности..." или персональных статей про Мишеля Фуко или Фому Аквинского, - авторами включены элементы, если так можно выразиться, и юридического ликбеза, и экономического, и социального. Есть, к примеру, статья "Прецедентное право", "Долг", "Кредит", "Дознавание" и даже "Небрежность, халатность (в общем праве)". А, скажем, после статьи "Али" - "двоюродный брат и зять *Мухаммеда" (напомню, что звездочка в этом издании обозначает перекрестную ссылку) и перед статьей "Алтайские языки" помещена статья "Алименты".

Не говоря о предвзятости, отмечу лишь, что одно из самых популярных на страницах книги буквосочетаний - "с т. зр.". Точек зрения много - и все они имеют право на существование.

Теперь о народах и нациях. Их нет не только как понятия, но и (за редким - и не вполне мотивированным исключением) "как класса". Нет русских, есть "Русский язык, см. Славянские языки". Есть "Английский язык", но нет англичан (а это в английской энциклопедии была бы самая интересная статья!). Зато много индейцев: "Амазонские индейцы", "Апачи", "Северо-западные индейцы" и др. Есть статьи "Полинезийцы" ("народы, живущие..."), "Балийцы", "Ибо" ("одна из наиб. многочисл. народностей на Ю.-В. Нигерии") и иные. Есть, наконец, статья "Евреи". Есть статьи "Раса", "Этнические группы" и др.

Что же такое народ - тем более что большинство приведенных понятий толкуется все-таки с привлечением этого как раз неопознанного "народа"? Где же народы - те, что вынесены в название энциклопедии? Ответа, конечно, нет. Не скажу, что его в принципе не может быть, вдруг да отыщет пытливый читатель?

А вот последний том Оксфордской энциклопедии посвящен Вселенной - в астрономическом и планетологическом смысле - от таких понятий как аберрация света (отклонения от наблюдаемого направления на звезду от истинного) до Тау Кита - воспетой еще Высоцким. Она, кстати, рассматривалась в программе SETI как потенциальный объект для поисков потенциального разума. Словарные статьи "Магеллановы облака" и "Туманность Андромеды" звучат как отзвук фантастических романов.

Астрономия и науки о Вселенной (включая геофизику) - суть науки интернациональные. Поэтому издание лишено национальной ориентации (впрочем, Чижевского с Циолковским все равно в нем нет). Зато есть множество западных ученых. Есть даже статья "Телескоп Исаака Ньютона" и такие физические понятия, как импульс и магнитное поле. Что понятно - на то она и Вселенная, чтобы объединять все физические науки.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1340
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3508
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1989
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2277

Другие новости