0
2173
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

11.12.2007 00:00:00

Нефть в конце трубы

Тэги: нефть, азербайджан, нефтепровод, экспорт


В экспортном нефтепроводном арсенале Азербайджана – три трубы суммарной проектной пропускной способностью в 61,5 млн. т нефти в год. Это нефтепроводы Баку–Тбилиси–Джейхан (БТД) имени Гейдара Алиева (50 млн. т), Баку–Супса (6,5 млн. т) и Баку–Новороссийск (5 млн. т). По железной дороге в черноморские порты Грузии гипотетически также можно экспортировать до 20 млн. т нефти в год. При этом экспортный потенциал республики в 2009–2016 годах, то есть в период пиковой добычи на главном нефтяном месторождении страны – каспийском блоке Азери–Чираг–Гюнешли (АЧГ), составит около 55 млн. т жидких углеводородов в год. И хотя «нефтяной излишек» транспортных мощностей Азербайджана превысит в этом случае 25 млн. т в год, страна по целому ряду причин все равно будет заинтересована в сохранении всех своих экспортных нефтяных маршрутов.

Трубопроводный веер Азербайджана

Чтобы разобраться в современном нефтепроводном хитросплетении Азербайджана, необходим небольшой экскурс в историю. Еще до начала добычи промышленной нефти проекта АЧГ первый президент Азербайджанской международной операционной компании Терри Адамс заявил, что основным экспортным трубопроводом (ОЭТ) Азербайджана станет Баку–Джейхан. Так что последующий так называемый тендер между четырьмя потенциальными маршрутами ОЭТ (из Баку в Новороссийск, Супсу, Джейхан и через Иран к Персидскому заливу) – это не более чем поставленное режиссерами из Вашингтона театрализованное действо с заранее известным финалом.

Однако, поскольку дорога «трубы» от Баку до Джейхана обещала быть долгой, а нефть АЧГ рванула на поверхность уже 7 ноября 1997 года, в Азербайджане был сыгран еще один небольшой спектакль, суть которого – якобы достигнутый компромисс об «одновременном» использовании для экспорта «ранней» нефти АЧГ двух маршрутов: «северного» (Баку–Новороссийск) и «западного» (Баку–Супса). Правда, компромисс «одновременности» заключался в том, что с ноября 1997 года по апрель 1999 года у Азербайджана был только один экспортный трубопровод – Баку–Новороссийск, и вся добытая на АЧГ в этот временной интервал нефть шла на Запад северным транспортным коридором. С апреля 1999 года функция «временного ОЭТ» была уже доверена Баку–Супсе.

Таким образом, первый магистральный нефтепровод Азербайджана Баку–Новороссийск всегда считался в республике «временным экспортным маршрутом», хотя в период 1997–2006 годов по нему и были экспортированы более 24,5 млн. т азербайджанской нефти. А экспорт нефти, добытой Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики (ГНКАР), продолжается по сей день. Правда, нефтяной экспорт ГНКАР по Баку–Новороссийску за 10 лет так никогда и не превысил 2,5 млн. т в год. Хотя соглашение, подписанное в феврале 1996 года между российской «Транснефтью», ГНКАР и АМОК, предусматривало прокачку по Баку–Новороссийску до 5 млн. т нефти республики в год. А после пуска 28 мая 2005 года БТД, объявленного «постоянным ОЭТ» страны, и прекращения с января 2007 года поставок в Азербайджан газа из России официальный Баку в сердцах вообще заявил, что намерен прекратить экспорт азербайджанской нефти по «северному» маршруту.

Однако сбыться планам Азербайджана по прекращению в 2007 году экспорта нефти ГНКАР по «северной» трубе (за первые три квартала госкомпания все-таки прокачала по Баку–Новороссийску 0,9 млн. т своей нефти) помешал целый ряд факторов.

Во-первых, в 2007 году в Азербайджане планируется добыть 43 млн. т нефти, из которых до 36 млн. т предназначены для отправки на экспорт.

Во-вторых, БТД, находящийся в эксплуатации 2,5 года, еще не достиг своей проектной мощности в 1 млн. баррелей нефти в сутки. Более того, на БТД уже начали возникать технические неполадки.

В-третьих, по железной дороге в порты Грузии в 2007 году должны быть доставлены 9–10 млн. т нефти и нефтепродуктов Казахстана и Туркменистана.

И в-четвертых, оползень снес в ноябре 2006 года в районе грузинского Зугдиди 1 км магистрали Баку–Супса и остановил экспорт азербайджанской нефти по «западному» маршруту. Ремонт Баку–Супсы в ВР Azerbaijan планировали завершить за несколько месяцев, но не получилось. Теперь планируется, что «западный», по которому с апреля 1999 года было прокачано почти 48 млн. т нефти, заработает в марте 2008 года.

Точки над i расставят тарифы

Таким образом, Баку–Новороссийск был необходим Азербайджану сначала как единственная экспортная труба (ноябрь 1997 – апрель 1999). Затем

как труба вспомогательная (1999–2004 гг.). В 2005–2006 годах, когда добыча на АЧГ существенно выросла, а БТД был еще слаб и немощен, как труба чрезвычайная (в 2005 году объем прокачки по «северному» маршруту составил рекордные 4,1 млн. т, в 2006 году – 3,1 млн. т). Резонный вопрос: будет ли Баку–Новороссийск использован Азербайджаном в 2008 году и последующих годах, например, как труба резервная? Так, на случай очередного оползня на Баку–Супсе или БТД. Или технической аварии. Или – кто знает? – прерванного перемирия в одной из горячих точек Южного Кавказа или каких-либо силовых акций США против Ирана, способных, говоря политкорректно, осложнить эксплуатацию этих трубопроводов? Судя по тому, что ГНКАР продолжает в 2007 году прокачку своей нефти по Баку–Новороссийску, то есть поддерживает «северный» маршрут в рабочем состоянии, в Азербайджане все вышеизложенные варианты учитывают и предпочитают иметь российскую трубу в резерве и в последующие годы.

Однако мотивировать вопрос резервации Баку–Новороссийска Азербайджаном лишь вероятными техническими проблемами трубопроводного веера республики или военно-политическими аспектами Южного Кавказа было бы неверно. Потому что помимо технических сбоев на БТД и Баку–Супсе или вспышки вооруженного противостояния в регионе свою лепту в наполнение экспортных трубопроводов Азербайджана нефтью внесут еще и тарифы на прокачку!

Пока этот деликатный вопрос полон лукавства. Так, по версии официального Баку, «северный» маршрут для Азербайджана невыгоден, потому что тариф на прокачку одной тонны нефти от столицы республики до Новороссийска составляет 15,67 долл. В то время как от Баку до Супсы лишь около 3 долл. за тонну, то есть в пять раз ниже! Однако подобного рода аргументация рассыпается, словно карточный домик, стоит только вспомнить, что в реконструкцию 231-километрового азербайджанского участка Баку–Новороссийска АМОК вложила 50 млн. долл., в то время как в строительство 835-километрового Баку–Супса 590 млн. долл. Другими словами, 15,67 долл. за тонну стоит транспортировка по трубе, в создание и эксплуатацию которой Азербайджан средств, можно сказать, особо и не вкладывал. А примерно 3 долл. за тонну нефти, прокачанную от Баку до Супсы, – это тариф лишь для компаний – участниц этого трубопроводного проекта, вложивших в него почти 600 млн. долл. Для тех же компаний, которые средств в строительство трубы от Баку до Супсы не вкладывали, коммерческий тариф, как заявил второй президент АМОК Дэвид Вудворд, составит не менее 18 долл.

Не менее любопытна тарифная ситуация и на БТД. Дело в том, что пока почти 19 долл. стоит транспортировка одной тонны нефти лишь для компаний – участниц проекта. Коммерческая цена прокачки до Джейхана открыто еще не называется, но, по неофициальным данным, для начала она будет составлять около 40 долл. за тонну.

И вот тут-то возникает прелюбопытнейшая коллизия! Дело в том, что Азербайджан имеет в проекте БТД 25% долевого участия, а 100-процентным собственником трубы до Джейхана республика станет лишь в 2025 году. Да и то только после того, как выкупит у остальных компаний – участниц проекта их акции. (БТД, напомним, обошелся участникам проекта в 4 млрд. долл., а с учетом погашения кредитов более чем в 5 млрд. долл.) Это значит, что от Баку до Джейхана Азербайджан по цене в 19 долл. за тонну в период до 2025 года может прокачивать лишь по 12,5 млн. т нефти в год. С другой стороны, к 2010 году Азербайджан должен покрыть нефтью АЧГ все иностранные инвестиции, вложенные в проект. После чего доля прибыльной нефти республики вырастет с 10% до 80%. То есть при проектной добыче на АЧГ 50 млн. т нефти в год на долю Азербайджана будут приходиться 40 млн. т нефти. Из которых по льготной цене в 19 долл. за тонну в Джейхан можно будет прокачать лишь 12,5 млн. т. Остальные 28,5 млн. т, если прокачивать их в Джейхан, обойдутся Азербайджану уже в коммерческие 40 или около того долл. за тонну!

Таким образом, перед ГНКАР через пару лет неизбежно возникнет дилемма: транспортировать «излишек» своей прибыльной нефти по БТД по тарифу в 40 долл. за тонну или искать более привлекательные коммерчески маршруты экспорта. Например, железнодорожный до своего терминала в грузинском Кулеви (перевалочная мощность 10 млн. т в год) или тот же Баку–Новороссийск с его куда более привлекательными 15,67 долл. за тонну.

Баку


Источник: пресс-служба ВР Azerbaijan

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2286
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5091
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2806
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3234

Другие новости