0
2074
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

11.03.2008 00:00:00

Газ Азербайджана хочет в Nabucco

Тэги: азербайджан, газ, европа


азербайджан, газ, европа Трубопровод Nabucco. До сих пор остается открытым вопрос о ресурсной базе проекта, нет даже первоначальных договоров со странами – потенциальными поставщиками газа для трубопровода.
Источник: EWI, BP.com/Statistical Service; HB-Research

Разведанные извлекаемые запасы природного газа в Азербайджане относительно невелики и оцениваются в 1,5 трлн. куб. м. При этом оптимальный уровень внутреннего потребления газа в самой республике составляет 12–14 млрд. куб. м в год. Поэтому естественно, что официальный Баку стремится извлечь максимальную прибыль от своего начавшегося в 2007 году газового экспорта. Именно потенциальная прибыль и определяет экспортную газовую политику Азербайджана и, как следствие, его отношение к раскручиваемому Европейским союзом и США трубопроводному проекту Nabucco, по трубе которого длиною 3000 км и мощностью 30 млрд. куб. м газа в год и предварительной стоимостью 6 млрд. долл. Европа рассчитывает получать газ из стран Центральной Азии и Каспийского региона.

За спиной политики – уши коммерции

Азербайджан охотно, хотя пока исключительно в форме политических деклараций, поддерживает инициативы ЕС и США о газовых поставках в Европу в обход России.

Так, в ноябре 2006 года, когда президент Азербайджана Ильхам Алиев посетил Брюссель, между Азербайджанской Республикой и ЕС был подписан Меморандум о стратегическом энергетическом партнерстве. Более того, президент Алиев в своих программных выступлениях в начале 2008 года заявил, во-первых, что в минувшем году начались поставки азербайджанского газа в Грузию, Турцию и Грецию (де-факто в Грецию из Азербайджана прямых газовых поставок в минувшем году не было). А во-вторых, что Азербайджан активно подключился к газовому проекту Nabucco и намерен экспортировать свой природный газ через Грузию и Турцию в Грецию, Италию и дальше в страны ЕС.

В выступлениях президента речь, понятное дело, не идет о цене газа. Но для обсуждения коммерческой стороны дела есть Министерство промышленности и энергетики, позиция которого, выраженная главой Минпромэнерго Натиком Алиевым, однозначна – газ Азербайджана должен продаваться по мировым ценам. В этом ценовом контексте проект Nabucco, ориентированный на ЕС с его высокими оптовыми ценами (до 400 долл. за 1000 куб. м), весьма привлекателен для Азербайджана, который пока продает свой газ на не самых выгодных для себя условиях. Действительно, в 2007 году газ Шах-Дениза в Турцию продавался по 120 долл. за 1000 куб. м. В Грузию же 0,3 млрд. куб. м газа Шах-Дениза были проданы по льготным 63 долл. за 1000 куб. м и 0,27 млрд. куб. м газа ГНКАР по коммерческим 120 долл. за 1000 куб. м.

В 2008 году, правда, Азербайджан может продать Грузии газ ГНКАР в объеме 0,5 млрд. куб. м, но уже по 180–200 долл. за 1000 куб. м. А цена экспорта символических 0,03 млрд. куб. м азербайджанского газа в Иран в текущем году определена в 300 долл. за 1000 куб. м. Но европейский газовый рынок все равно коммерчески привлекательнее, поэтому Азербайджан весьма заинтересован в Nabucco. Хотя в Баку и отдают себе ясный отчет в том, что на пути к реализации этого проекта имеется немало трудностей.

На Nabucco надейся, а альтернативы ищи

Несмотря на политические заявления Баку о поддержке и даже активном присоединении к Nabucco, в Азербайджане перспективы этого проекта оценивают вполне прагматично, и оценки эти пока не отличаются оптимизмом.

Так, по мнению главы Минпромэнерго Азербайджана Н.Алиева, у проекта Nabucco по-прежнему немало нерешенных вопросов. Во-первых, до сих пор остается открытым вопрос о ресурсной базе проекта, нет даже первоначальных договоров со странами – потенциальными поставщиками газа для трубы Nabucco. Во-вторых, до сих пор не решены вопросы о долевом участии в проекте заинтересованных компаний, не уточнены технический проект трубопровода и необходимые для его реализации финансовые ресурсы. В-третьих, проект Nabucco не получил пока и официальной политической поддержки стран, заинтересованных в его реализации.

Как следствие, среди шести компаний, заявивших о своем участии в проекте Nabucco – австрийской OMV, венгерской MOL, румынской Transgaz, болгарской Bulgargaz, турецкой Botas и германской RWE, все еще нет нефтегазового столпа Азербайджана – Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики (ГНКАР).

Хотя, учитывая текущую неопределенность ситуации с иранскими и центральноазиатскими газовыми ресурсами для Nabucco, тот же министр Н.Алиев считает, что на первом этапе реальным поставщиком газа для проекта станет именно Азербайджан, уже связанный с Турцией Южно-Кавказским трубопроводом (ЮКТ) длиною 690 км и потенциальной пропускной способностью 20 млрд. куб. м газа в год (в настоящее время – около 8 млрд. куб. м в год). Построенный, правда, участниками проекта «Шах-Дениз» вне прямой связи с грандиозными планами Nabucco.

В этом убеждении официальный Баку в феврале 2008 года поддержал гендиректор компании Nabucco Gas Pipeline International GmbH Рейнхард Митшек, заявивший, что Азербайджан, возможно, будет первой страной, закачавшей свой газ в трубопровод Nabucco, пуск которого тем не менее был официально перенесен с 2011 на 2013 год.

Правда, в Минпромэнерго Азербайджана нам не смогли детализировать, будет ли это газ, принадлежащий ГНКАР, или это будет газ Шах-Дениза, поставленный по азербайджано-турецкому соглашению от 2001 года по ЮКТ в Турцию и затем реэкспортированный последней в Грецию, Италию или еще какому-либо потребителю ЕС.

Хотя сложности с детализацией этого момента вполне мотивированы. Дело в том, что в 2013 году, когда, как планируется, Nabucco будет сдан в эксплуатацию, в Азербайджане прогнозируется добыча 18–19 млрд. куб. м газа. Из них 8 млрд. планирует добыть ГНКАР, еще 8,6 млрд. куб. м должно быть добыто в рамках Стадии-1 «Шах-Дениза», и 1,4–2,4 млрд. куб. м попутного газа может дать нефтяной проект Азери–Чираг–Гюнешли. Из 8,6 млрд. куб. м газа Шах-Дениза 6,6 млрд. должна получить Турция и 0,3–0,8 млрд. – Грузия. Таким образом, в самом Азербайджане может остаться, в лучшем случае, около 12 млрд. куб. м. То есть тот минимум, который необходим самой республике.

Поэтому Nabucco может, конечно, получить в 2013 году газ из Азербайджана, но это будет газ, уже проданный Турции и реэкспортированный в ЕС Анкарой.

Реальные прямые газовые поставки для Nabucco Азербайджан сможет обеспечить лишь после начала реализации Стадии-2 проекта Шах-Дениз, которая пока даже не санкционирована, но, как прогнозируется, выйдет на свой максимум добычи в объеме 8 млрд. куб. м в 2016 году.

Другое дело, будет ли запущен сам проект Nabucco проектной мощностью 30 млрд. куб. м газа в год, если его ресурсная база будет опираться лишь на реэкспортируемый Турцией газ Стадии-1 (это максимум 6,6 млрд. куб. м в год) и на прямые поставки газа Стадии-2 проекта «Шах-Дениз» (после изъятия транзитной доли Грузии это в идеале еще чуть более 7,5 млрд. куб. м). Или в сумме 14 млрд. куб. м газа Азербайджана в год.

Правда, даже если Nabucco как проект и не состоится, у Азербайджана все равно останется потенциальная возможность для экспорта 7,5 млрд. куб. м газа Стадии-2 «Шах-Дениза», дошедшего по ЮКТ до Турции, в Грецию и Италию по связывающим эти страны газопроводам, которые уже к 2011 году, как планируется, смогут прокачивать до 11 млрд. куб. м газа в год.

Баку


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2211
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4968
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2729
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3142

Другие новости