0
2500
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

09.09.2008 00:00:00

Автотранспорт – главный стимулятор нефтепереработки

Леонид Злотников

Об авторе: Леонид Ефимович Злотников - инженер, генеральный директор ООО "Международный консорциум "РИФИН"; Вадим Идидович Потемкин - инженер, заместитель генерального директора ООО "Международный консорциум "РИФИН".

Тэги: россия, нпз, топливо, автобензин


россия, нпз, топливо, автобензин Не все российские автозаправки отпускают своим потребителям качественный бензин.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Благоприятная, особенно в последние годы, конъюнктура цен на нефть на мировом рынке в немалой степени стимулировала нефтяные компании в наращивании объемов добычи и экспорта нефти, а также позволила создать значительные финансовые ресурсы для дальнейшего развития отрасли. Около 50% всей добываемой в России нефти в настоящее время экспортируется, остальная часть перерабатывается на НПЗ, которые, как правило, принадлежат тем же нефтяным компаниям (ВИНК). Большая часть добываемой в мире нефти (около 80%) используется для производства моторных топлив (автобензин, дизельное топливо, топливо для различных ТК ВРД и газотурбинных двигателей). Современное топливное производство промышленно развитых стран (США, Германия, Великобритания, Канада и многие другие) обеспечивает выход моторных топлив высокого качества на уровне в среднем 65–75%. На НПЗ России этот показатель существенно ниже и составляет в среднем около 48–49%. В результате этого российские НПЗ потребляют для производства каждой тонны моторных топлив примерно на 45–50% больше нефти, чем, к примеру, НПЗ Германии, США или Канады, со всеми вытекающими из этого прежде всего экономическими последствиями. Исключительного, приоритетного внимания требует проблема повышения качества моторных топлив, вырабатываемых российскими НПЗ. Повышение топливной экономичности и снижение уровня негативного воздействия ДВС на окружающую среду нашли отражение в ужесточении экологического законодательства и радикальном повышении требований к качеству ГСМ, их эксплуатационным и экологическим характеристикам.

Требования к автобензинам

В современных автобензинах для обеспечения эффективной работы бензиновых двигателей в условиях городского движения особое внимание уделяется октановым характеристикам легких фракций бензина (фракций, выкипающих до 100–105╠С). Выравнивание октановых характеристик по всей массе бензина требуется для снижения детонации при работе двигателя на малых и средних оборотах.

Ароматические соединения в автобензине являются носителями высоких октановых характеристик, однако они же, особенно бензол, при сгорании в двигателе приводят к выбросам тяжелых конденсированных канцерогенных соединений и способствуют нагарообразования в двигателях. Олефины являются причиной образования смога и разрушению тропосферного азона. Высокое содержание олефинов в бензинах каталитического крекинга, полимербензинах и продуктах пиролиза определяет ограничения их доли в товарных автобензинах.

Современные так называемые реформулированные автобензины и тем более перспективные сорта автобензинов могут быть получены только компаундированием на базе высококачественных продуктов изомеризации, каталитического риформинга, каталитического крекинга, алкилирования, этерификации и некоторых других процессов переработки углеводородов с добавлением оксигенатов, других кислородсодержащих углеводородов и специальных присадок. Бензины XXI века – это сложные композиции, имеющие высокие эксплуатационные характеристики, отвечающие требованиям развивающейся и совершенствующейся автотехники и экологическому законодательству. Российские НПЗ в настоящее время не готовы к многотоннажному производству таких автобензинов.

Требования к автомобильным дизельным топливам

Для обеспечения эффективной работы современных быстроходных дизельных двигателей с полным сгоранием рабочей смеси и бездымным чистым выхлопом, оказывающим минимальное воздействие на окружающую среду, необходимы высококачественные топлива определенного фракционного и химического состава, имеющие хорошие эксплуатационные свойства и минимальное содержание вредных примесей, прежде всего это относится к соединениям серы и азота. Важнейшая эксплуатационная характеристика дизельного топлива – цетановое число (цетановый индекс) обеспечивается прежде всего его углеводородным составом и наличием специальных цетанповышающих присадок. Антидымные свойства дизельных топлив связаны с наличием в их составе высококипящих азотистых соединений и конденсированной ароматики.

Наибольшее ограничение за последние годы предусматривается в отношении содержания сернистых соединений. В настоящее время европейские стандарты устанавливают предельно допустимое содержание сернистых соединений – не более 50 ppm. Прогнозируется дальнейшее ужесточение этих ограничений до 10 и даже до 5 ppm.

Важной характеристикой дизельных топлив являются их низкотемпературные свойства (температура фильтруемости и температура застывания). Уровень ограничений низкотемпературных свойств дизельных топлив зависит от района его применения и изменяется от соответственно –5; –15; –18╠С для стран Западной Европы; до –28; –38 и –41╠С для Скандинавских стран и Швейцарии. Низкотемпературные свойства топлив обеспечиваются их углеводородным свойством (зависит главным образом от технологии производства), фракционным составом и наличием специальных присадок (антидымных, моющих, депрессионных, противоизносных и др.).

Технологическую основу современного производства дизельных топлив, отвечающих в том числе и перспективным требованиям, составляют гидрогенизационные процессы (гидроочистка, гидрокрекинг, гидродепарафинизация (изомеризация), гидродеароматизация и др.).

В российской нефтепереработке дизельное топливо, соответствующее европейским нормам («Евро-4»), производят лишь ОАО «Славнефть-Ярославнефтеноргсинтез», ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез», ОАО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», ОАО «Ангарская НХК», ОАО «Комсомольский НПЗ», ЗАО «Рязанская НПК», Уфимский НПЗ, ОАО «Куйбышевский» НПЗ и Сургутский завод стабилизации конденсата. Однако в настоящее время доля такого топлива не превышает 17–19% от объема его производства в стране.

Прогнозируется, что и в среднесрочной, и в более отдаленной перспективе Россия сохранит статус страны – экспортера нефти и нефтепродуктов. В настоящее время в совокупности около 75% добываемой в России нефти и продуктов ее переработки экспортируется. В большинстве случаев качество экспортируемых нефтепродуктов не соответствует действующим европейским стандартом и за рубежом используются как сырье или полуфабрикаты для дальнейшей переработки, что в значительной степени является причиной нерентабельности экспорта нефтепродуктов для российских НПЗ и нефтяных компаний.

Основными стратегическими приоритетами развития и модернизации топливного производства российских НПЗ на перспективу 2015–2020 годов являются:

повышение качества вырабатываемых моторных топлив до уровня требований действующих международных стандартов и прогнозируемых на перспективу спецификации экспортного и внутреннего рынков при опережающем росте экологических характеристик топлив;

обеспечение конкурентоспособности и высокой эффективности топливной нефтепереработки, обеспечивающих рост рентабельности нефтяной отрасли в целом, повышение доли нефти, перерабатываемой на отечественных НПЗ, и доли высококачественных нефтепродуктов в общем объеме экспорта нефти и продуктов ее переработки.

Технологической основой глубокой переработки нефти являются процессы конверсии и деструкции тяжелых и остаточных продуктов переработки, в том числе продуктов вторичного происхождения. В современной нефтепереработке это прежде всего процессы коксования, каталитического крекинга и гидрокрекинга.

Принимая во внимание основные тенденции изменения требований к качеству моторных топлив и других нефтепродуктов, роль и масштабы использования гидропроцессов в схемах переработки нефти в перспективе будут возрастать.

Основные требования к современным автобензинам, устанавливаемые действующими нормативными актами и прогнозируемыми на ближайшую перспективу

Основные показатели

Действующие

На перспективу

 

Европы

CARB

2015–2020

Давление насыщенного пара, КПСС

До 60

48

До 50

Октановые числа ИОЧ/МОЧ

Min 95/85(90)

(92)

98/88(92)

Содержание суммы ароматики, % (об)

35

22

25-30

Содержание бензола, % (об)

До 1,0

До 0,8

До 0,8

Содержание олефинов, % (об)

До 10

До 4

До 6-8

Содержание серы, ppm

До 10

До 10

До 5,0

Содержание кислорода, % (мас)

До 2,7

2,0–2,7

До 2,7

Доля отгона бензина, % (об)

При 100╠С

Не менее 50

Не менее 50

При 150╠С

Не менее 80

Не менее 80

90% перегоняется при температуре, ╠С

 

165

165


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
547
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
480
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
578
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
412

Другие новости