0
3002
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

09.09.2008 00:00:00

Спасите наши деньги

Алексей Беляков

Об авторе: Алексей Дмитриевич Голубович - председатель совета директоров ОАО "Арбат Капитал Менеджмент"; Алексей Игоревич Беляков - кандидат физико-математических наук, руководитель аналитического отдела I2BF Venture Capital.

Тэги: капитал, хеджфонд, доход


капитал, хедж-фонд, доход Хедж-фонды, занимающиеся альтернативной энергетикой, успели неплохо заработать на росте спроса на новые технологии.
Фото Reuters

Главные события в мировой экономике и финансах в последние месяцы, включая снижение цен на нефть и золото, углубление кризиса в США и ЕС, начало рецессии в Японии, падение фондовых рынков России, Бразилии, Китая и ряда других стран, связаны с переменами в направлениях движения капиталов и с динамикой курса доллара к основным валютам. Когда «непатриотичный» капитал в очень больших объемах уходит с одного рынка на другой, из «дорогой» валюты в «дешевую», это означает, что кто-то оперативно принял решение сменить инвестиционную стратегию, вывести деньги из одного класса активов и переложить их в другие, возможно – в другой стране. Большинство инвесторов как на развитых рынках сбережений (США, ЕС, Япония), так и на зарождающихся (Россия, Китай) не способны к быстрому изменению своих инвестиционных стратегий. Даже если гигантскими средствами центральных банков, стабилизационных фондов, пенсионных фондов крупных корпораций, ведущих коммерческих банков, страховых компаний и других «институциональных инвесторов» управляют самые образованные и опытные люди, они не могут быстро принять и исполнить решения о радикальном изменении инвестиционных стратегий. Они ограничены множеством правил и нормативов, структура их инвестиционных портфелей должна одобряться с соблюдением сложных и длительных бюрократических процедур. Поэтому нередко, даже располагая всей необходимой информацией о состоянии дел в экономике, имея доступ к засекреченным политическим решениям, самые крупные инвесторы финансовых рынков не в состоянии оперативно реагировать на перемены, например, резко сократить долю евро в валютной структуре портфеля, продать за несколько дней все облигации страны, которой грозит снижение кредитного рейтинга, или быстро избавиться от золота, достигшего исторически максимальных цен. Отсюда следует, например, и неспособность большинства крупных пенсионных фондов (особенно государственных, руководство которых не мотивировано в зависимости от доходности инвестиций) заработать для своих вкладчиков больше чем 3–4% годовых. Скорее их главная задача – сохранить то, что им доверили забюрократизированные структуры, представляющие интересы владельцев денег (пенсионеры, государство).

Кто в выигрыше?

Кто же чаще всего зарабатывает высокий доход на финансовых рынках? Как правило – отдельные талантливые спекулянты (причем оперирующие не слишком большими суммами, так как самый высокий процент проще получить на капитале в миллион долларов, чем в миллиард). Однако, как сектор финансовой отрасли, более всего эффективен для инвесторов бизнес хедж-фондов. Хедж-фонд – это частный, не ограниченный жестким нормативным регулированием инвестиционный фонд, управляемый профессионалами и доступный для размещения денег относительно крупных вкладчиков (которые вносят от нескольких сотен тысяч до десятков миллионов долларов в зависимости от того, насколько управляющая компания в данный момент заинтересована в средствах клиентов). В США хедж-фонды по закону имеют право обслуживать только «квалифицированных инвесторов» (qualified investors), которые в состоянии разобраться в сути инвестиционной стратегии хедж-фонда. Минимальный взнос от одного инвестора в США составляет 5 млн. долл., но в другой юрисдикции он может быть ниже. Главным отличием хедж-фондов от пенсионных фондов или от «взаимных фондов» (аналогов ПИФов) является гораздо меньшая зарегулированность правил формирования портфеля, право на «короткие продажи» (то есть продавать отсутствующие у фонда активы в расчете на их будущее падение) и использование «маржинального плеча» – возможности брать взаймы, ограниченной только наличием у фонда предмета залога. Поэтому хедж-фонд может заработать на вложенный в него капитал гораздо больший процент дохода (например, инвестировав привлеченные у инвесторов 100 долл., занять под них еще 150–200 и в случае успеха инвестиционной стратегии получить 50–100% годовых). Но может и потерять – с начала 2008 года многие крупные хедж-фонды, инвестировавшие в сырьевые фьючерсы, в акции сырьевых компаний или осуществившие масштабные «короткие продажи» дешевеющих банковских акций, получили рекордные прибыли. В то же время фонды китайских или российских акций принесли инвесторам минус 25–30%. В целом первые семь месяцев 2008 года стали худшим периодом для хедж-фондов в мире за почти 20 лет их существования. Но именно после таких провалов начинаются периоды бурного роста доходности хедж-фондов: во-первых, рыночные цены активов быстро растут после достижения «дна», а во-вторых, из отрасли уходят слабые и неудачливые управляющие, потерявшие доверие клиентов. В государственных структурах или традиционных пенсионных фондах такая ротация маловероятна.

Хедж-фонды наступают

Всего в мире зарегистрировано более несколько тысяч хедж-фондов, из которых около 1000 инвестируют в развивающиеся рынки, включая Россию. Капитал последних, вложенный в основном в акции и облигации Бразилии, России, Китая, Индии, Мексики и других крупнейших развивающихся экономик, составляет свыше 120 млрд. долл., что немного по сравнению с объемом финансовых рынков указанных стран (капитализация одного только российского рынка акций свыше триллиона долларов). Однако в силу мобильности капитала, способности быстро менять стратегии, «разворачиваться на 180%» именно хедж-фонды чаще всего определяют наиболее существенные колебания финансовых рынков этих стран. Ведь нередко, приняв решение об уходе, например с российского рынка, и выведя за месяц 2–3 млрд. долл., хедж-фонды способны обвалить рынок на 10–20%, что соответствует суммарной потере 100 и более миллиардов капитализации.

Развивающиеся рынки не являются сегодня перспективным направлением вложений хедж-фондов. Напротив, скорее всего отток капитала из России, стран Азии и Латинской Америки в ближайшие полгода будет нарастать. Так как хедж-фонды, стремясь компенсировать потери и извлечь выгоду из глобального финансового кризиса, будут обращать больше внимания на другие возможности, открывающиеся преимущественно в США и странах ЕС: 1) спекуляцию облигациями в условиях неопределенности политики процентных ставок; 2) вложения в обесценившиеся долговые обязательства компаний, оказавшихся на гране банкротства (distressed debt); 3) арбитраж на ценных бумагах компаний, проводящих слияния и поглощения (в период углубления кризиса многим бизнесам придется сливаться, чтобы выжить); 4) игру на понижение стоимости энергоносителей и акций энергетических компаний; 5) отраслевые стратегии инвестирования в наиболее «провалившиеся» отрасли (банки, страхование, недвижимость) и в самые технологически перспективные (солнечная энергетика, энергосбережение, переработка отходов). Скорее всего инвестор должен выбирать те стратегии, которые он способен понять и оценить, то есть принятие решений о выборе хедж-фонда должно заключаться не только в изучении биографии его управляющих и субъективной оценке их личностных качеств, но и в анализе их инвестиционных идей.

Так, для выбора стратегии, связанной с ТЭК и альтернативной энергетикой, следует оценить, насколько инвестор согласен с идеей, что до конца 2008 года сохранится тенденция снижения цен на энергоносители. Цены на нефть, нефтепродукты, а также на газ и уголь могут упасть на 25–35% ниже текущих уровней. В отдельные месяцы сырьевые цены могут повышаться, но до возобновления экономического роста в США, а также в других развитых странах. В различные периоды времени это позволит покупать и продавать акции нефтяных компаний, и хедж-фонд, умеющий делать это, может оказаться наилучшим инструментом для инвестирования. Хедж-фонды, занимающиеся альтернативной энергетикой, успели неплохо заработать в 2006–2008 годы на росте спроса на новые технологии. Но сегодня самые успешные из них быстро сокращают инвестиционные портфели, ожидая, что вслед за нефтяными ценами снизятся и акции компаний, производящих, например, этанол и кремниевые батареи. Однако именно эти фонды в следующем году окажутся в первых рядах покупателей акций компаний альтернативной энергетики, которые снова начнут расти задолго до того, как цены на углеводороды опять войдут в повышательный цикл.

Интересным способом заработка на динамике энергетических цен для хедж-фондов может стать и международная политическая нестабильность. Основным политическим риском для финансовых и товарных рынков в ближайшие месяцы останется ситуация с отношениями между Ираном и США. Не исключена эскалация конфликта между Израилем и Ираном в период до президентских выборов в США – одна из сторон может воспользоваться тем, что американской администрации будет трудно реагировать в условиях неопределенности с внешнеполитическим курсом будущего президента. Возможна и прямая атака США на Иран до конца текущего года, причем без особого повода – только чтобы разбомбить ядерные объекты. В этом случае именно хедж-фонды извлекут основную выгоду от скачков цен на энергоносители и связанные с ними активы.

Пока среди продуктов на российском рынке преобладают паевые инвестиционные фонды, однако хедж-фонды постепенно набирают силу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1148
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3094
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1745
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2093

Другие новости