0
3324
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

11.11.2008 00:00:00

Как, где и на чем экономить?

Павел Безруких

Об авторе: Павел Павлович Безруких - доктор технических наук, заместитель генерального директора Института энергетической стратегии, академик-секретарь секции "Энергетика" Российской инженерной академии.

Тэги: электроэнергия, экономия


электроэнергия, экономия У государства особая роль – стимулирование разработок и поддержка инновационных проектов.
Микалоюс Чюрлёнис. «Дружба». Дом-музей Чюрлёниса в Каунасе

В моду входит показатель «энергоемкость внутреннего валового продукта (энергоемкость ВВП) России». Он получил широкое распространение и употребляется практически во всех докладах высоких должностных лиц, однако в действительности является величиной по меньшей мере полумифической, поскольку рождается в узких кругах экономистов и независимыми экспертами проверен быть не может. Этот показатель у нас выше (то есть хуже) в два-три раза, чем в Европе и Америке. И нам его надо снижать. Энергоемкость ВВП получается путем деления всей массы топлива и энергии, потребляемой в отраслях за год, выраженной в топливном эквиваленте, на годовой валовой внутренний продукт, выраженный в рублях.

В принципе ничего не предпринимая по существу, «эффективно» снижать энергоемкость ВВП можно путем повышения цен на продукцию и услуги, что и происходит на самом деле. А при сравнении энергоемкости ВВП России и зарубежных стран, во-первых, не принимаются во внимание суровые климатические условия России, во-вторых, не учитывается, что курс рубля по отношению к иностранным валютам имеет весьма слабую корреляционную зависимость с процессами потребления топлива и энергии, и, в-третьих, не учтена валютная разница цен на одни и те же товары. Неизбежно возникает вопрос: так что же такое «энергосбережение», о котором последние 20 лет не устают говорить, а ощутимых сдвигов не наблюдается?

Два года назад, в пору январских и февральских холодов, мы стали свидетелями появления еще одного мифа. Телеведущие разных каналов нам сообщали, что в целях «энергосбережения» в Москве будут производиться отключения потребителей. Большего издевательства над здравым смыслом трудно себе представить. На самом деле это называется не «энергосбережением», а «ограничением» электропотребления, которое вызвано безответственным отношением к делу руководства энергоснабжающих организаций. Энергетика должна опережать развитие энергопотребления, а не сдерживать его рост.

Истинная мера эффективности

Но вернемся к энергосбережению. Истинной мерой эффективности использования топлива и энергии является удельная энергоемкость производства продукции, работ и услуг, выраженная как отношение расхода топлива и энергии в условных единицах (так называемый угольный или нефтяной эквивалент) на единицу продукции, работ или услуг, выраженных в натуральных, но не в денежных единицах. С этим, в общем-то, никто не спорит, однако практически никто на уровне федеральных органов об этом не вспоминает. А суть энергосберегающей политики должна выражаться в целенаправленной деятельности государства по снижению удельной энергоемкости производства продукции, работ и услуг.

Заметим, кстати, что этот показатель легко считается как на уровне предприятия, так и на уровне отрасли и его без проблем можно сравнивать с зарубежными данными на аналогичную продукцию, поскольку все единицы измерения носят международный характер.

Путей снижения энергоемкости по большому счету три

Первый – это организация учета потребления топлива и энергии, в том числе на базе автоматизированных систем, ликвидация бесхозяйственности, пресечение воровства. На этом пути должны применяться самые строгие административные меры и штрафные санкции. Особенно это касается предприятий бюджетной сферы, где расход топлива и энергии, как известно, оплачивается из федерального или местного бюджета.

Второй путь – так называемая структурная перестройка экономики. По этому пути идут многие промышленно развитые страны, переводя энергоемкие производства в развивающиеся страны. Понятно, что это для России путь сомнительный, поскольку нам переводить энергоемкие производства некуда и, скорее, наоборот – энергоемкие производства у нас скупают и оставляют иностранные компании. Структурная же перестройка экономики путем перехода на новые менее энергоемкие производства – это фактически третий путь.

Третий (главный) – это разработка и внедрение новых энергосберегающих технологий, оборудования и материалов, то есть таких технологий, в которых удельная энергоемкость продукции ниже существующих.

На этом пути следует подчеркнуть особую роль государства в стимулировании разработок и поддержке инновационных проектов.

Рынок нам не поможет

И как бы ни хотелось новоявленным рыночникам свалить эту работу на рынок, опыт западных государств, в которых рынок существует столетия, говорит о необходимости руководства со стороны правительства этим процессом. И если, например, в США в составе Министерства энергетики проблемами энергоэффективности и энергосбережения занимаются два полноценных департамента, то в составе бывшего Министерства промышленности и энергетики России не было структурного подразделения, даже на уровне отдела, ответственного за эту проблему. Нет их и в других российских министерствах.

До так называемой административной реформы в составе бывшего Минэнерго России вопросы энергосбережения были поручены департаменту энергонадзора, и под его руководством работа велась, что особенно важно, в субъектах РФ. Каково общее положение в отраслях с энергосбережением в настоящее время – теперь уже никто не знает.

Имеются лишь работы по оценке энергоемкости производства продукции в некоторых отраслях. А состояние дел таково, что необходимо возродить хорошо забытое старое, то есть государственное управление процессом энергосбережения.

Вот лишь несколько примеров. В стекольной промышленности Великобритании удельный расход условного топлива в угольном эквиваленте на тонну стеклянных изделий составил 493 кг, а в России расходуется в два-три раза больше. В электроэнергетике в 1986–1988 годах удельный расход условного топлива на выработку электроэнергии на тепловых электростанциях составлял порядка 325 граммов на киловатт-час, а в 2001–2005 годах он составил около 340 граммов на киловатт-час. Перерасход условного топлива в 15 граммов на киловатт-час оборачивается перерасходом в 9 млн. тонн топлива в год в условном исчислении. Удельное энергопотребление на тонну стали на предприятиях черной металлургии на 32–45% выше, чем в Австралии и Японии. Удельное электропотребление на тонну алюминия, меди, никеля на предприятиях цветной металлургии превышает электропотребление на зарубежных предприятиях на 30–100% по различным процессам. Эти примеры можно было бы и продолжить, но суть проблемы ясна.

Мифы и реалии

Однако пора коснуться основного мифа и вопроса в проблеме энергосбережения. Считается почти аксиомой, что энергосбережение у нас буксует из-за низких цен на топливо и энергию по сравнению с мировыми. Вот когда цены на энергоресурсы сравняются с мировыми, тогда, дескать, предприятия будут думать об энергосбережении. И вот на моей памяти уже 20 лет экономисты разного ранга не устают требовать повышения цен на энергоносители. Я утверждаю, а жизнь подтверждает, что повышение цен на энергоносители не решает ни одной проблемы, в том числе и в энергосбережении, а лишь вызывает очередной виток повышения цен на все виды товаров и услуг. В самом деле, поскольку затраты производителей, в том числе на энергоносители, переносятся на себестоимость продукции, то за них в конечном счете расплачивается потребитель. Уповать на конкуренцию в какой-то степени можно на международном рынке, а на внутреннем бесполезно, поскольку практически по всем основным видам продукции мы имеем монопольные цены производителей.

Кто действительно страдает от повышения цен на энергию и топливо, так это бедные слои населения. Вот они-то в связи с ростом тарифов, уходя, гасят свет, но их доля в общем энергопотреблении вряд ли превышает 5%.

Избавиться от непрерывного роста цен на все и вся из-за роста цен и тарифов на энергоносители можно было бы, установив паритет цен на энергоносители, основные продукты питания, продукцию сельского хозяйства, металлургии, машины и механизмы, исходные материалы для машиностроения и т.д. Этот перечень не так уж велик. Но это задача, подъемная лишь для консолидированного общества и социально ориентированного государства. Так что для нас она является несбыточной мечтой.

Тем не менее смещение центра тяжести с постоянного повышения цен и тарифов на стимулирование со стороны государства развития энергосберегающих технологий является настоятельной необходимостью. При этом нелишне напомнить, что энергоснабжающие организации, по крайней мере в нынешнем их виде, не могут быть союзниками в проведении энергосберегающей политики. Ведь всякое сокращение потребления энергии – это снижение их доходов.

Очередная перестройка административного аппарата привела к возрождению Минэнерго России, которому и поручена работа по энергосбережению и энергоэффективности, в составе которого есть соответствующий отдел.

Но приходится констатировать, что к настоящему времени прекратились работы по составлению федеральной целевой программы «Энергоэффективная экономика», которая могла бы стать действенным инструментом в реализации энергосберегающей политики.

Еще хуже обстоят дела с законодательной базой энергосбережения. Принятый 21 марта 2003 года Федеральный закон «Об энергосбережении», во многом несовершенный в момент его принятия, безнадежно устарел и не соответствует современной экономической ситуации.

Но за четыре года работы Государственной Думы четвертого созыва (2004–2007 годы), несмотря на многие попытки, никаких поправок к закону принято не было. А велась лишь работа над новой редакцией закона «Об энергосбережении», как сказано в отчете бывшего комитета Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи.

Эстафету принял комитет по энергетике Государственной Думы пятого созыва. Он организовал при комитете экспертный совет, в составе которого имеется «секция по вопросам законодательного обеспечения деятельности в области бюджетного финансирования в части вопросов ведения Комитета, энергосбережения и формирования энергоэффективной экономики, а также по вопросам налоговой и таможенной политики в сфере топливно-энергетического комплекса».

В 2008 году 29 апреля проведено первое заседание этой секции, на котором была рассмотрена предложенная департаментом энергетической политики бывшего Минпромэнерго РФ редакция проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении». По итогам обсуждения принято решение не поддерживать внесение в Государственную Думу указанного законопроекта, сформировать рабочую группу по разработке новой редакции федерального закона «Об энергосбережении».

Имеются сведения, что в недрах двух министерств – МЭРТа и Минэнерго – циркулирует проект этого закона. Но возникает опасение, что законопроект может появиться в Государственной Думе без обсуждения его компетентными учеными и специалистами, то есть энергетиками министерств, компаний, представителями субъектов РФ и научных организаций. Надо ли говорить, что без продуманной законодательной базы, тщательно отработанной федеральной целевой программы энергосбережение и энергоэффективность экономики России будет оставаться на прежнем, никого не устраивающем уровне.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1855
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4468
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2439
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2792

Другие новости