0
2473
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

09.02.2010 00:00:00

Благополучие вместо имперских амбиций

Сергей Колчин

Об авторе: Сергей Всеволодович Колчин - доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института экономики РАН.

Тэги: россия, минск, конфликт, газ


россия, минск, конфликт, газ С точки зрения российских политиков, позиция руководителей иных стран-транзитеров напоминает действие пиратов былых времен.
На иллюстрации из книги "Die Piraten" Ховел Девис последний пират XVIII в.

Как справедливо отмечает американская газета Times, в Европе уже стало новогодней традицией каждое утро 1 января просыпаться с головной болью «по-русски». Речь идет о нефтегазовых конфликтах России с ее западными соседями из числа бывших союзных республик – Украиной и Белоруссией. Так уже было в 2006 и 2009 годах, когда Россия не смогла сразу договориться с Украиной по поводу цен на природный газ, что привело к перебоям с топливом в Европе – прямо посреди зимы. Теперь «эстафетную палочку» от Украины приняла Белоруссия, в очередной раз поставившая под угрозу энергоснабжение Европы.

В чем же причины столь своеобразной тенденции? Начнем с истоков конфликта. Получив в начале 90-х годов прошлого века политическую независимость от Москвы, Киев и Минск остались в полной экономической зависимости от России по параметрам энергоснабжения. Так, по добыче основных энергоносителей (нефти и газа) Украина и Белоруссия имели в 2009 году показатели соответственно 3 млн. тонн нефти и 20 млрд. куб. м газа – для Украины и 2 млн. тонн и 2 млрд. куб. м – для Белоруссии. Эти показатели покрывали лишь около 1/10 общего энергопотребления в этих странах. Платить за российские энергоносители по мировым ценам наши бывшие союзные республики, естественно, не могли.

Соответственно, с самого момента обретения ими независимости они стали претендовать на льготные условия поставок нефти и газа из России. И причины для этого были. После распада СССР Россия оказалась отделена от основных потребителей своих энергоресурсов в Европе транзитными государствами, по территории которых проложены трубопроводы и в которых расположены основные нефтеперевалочные порты.

Ситуация стала меняться в последнее время. Россия предприняла меры по диверсификации своего энергоэкспорта – созданию новой нефтегазотранспортной инфраструктуры.

Это – строительство газопроводов «Северный поток» и «Южный поток», нефтетранспортной системы БТС, нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан. Только благодаря строительству второй ветки Балтийской трубопроводной системы (БТУ), которое стартовало в июне 2009 года, Россия вскоре получит независимость от нефтеперекачивающих мощностей в Украине, Польше, Белоруссии. Маршрут БТС-2 протянется от Брянской области до порта Усть-Луга на Балтике (пропускная мощность 50 млн. тонн нефти в год). В результате ее создания транзитная зависимость от Украины и Белоруссии существенно снизится, и это произойдет в ближайшие годы. Естественно, подобная перспектива заставляет наших партнеров в Украине и Белоруссии искать свои рычаги разруливания ситуации в отношениях с Россией «в пожарном порядке», свидетельством чего и стал последний нефтяной конфликт с Белоруссией. Упомянем и тот факт, что поставки российских энергоносителей по пониженным ценам и другие уступки Москвы являются для Киева и Минска значительным подспорьем для их экономик. Украина только за счет отказа России от оплаты законтрактованного газа по принципу take or pay сэкономила в 2009 году свыше 6 млрд. долл. Подобные затраты в условиях экономического кризиса она просто бы не потянула. Минск, в свою очередь, долго зарабатывал на разнице в ценах на российскую нефть и экспортируемые Белоруссией нефтепродукты (в 2009 году порядка 1,8 млрд. долл.). Дело в том, что два основных белорусских нефтеперерабатывающих завода – Мозырский и Новополоцкий перерабатывали около 20 млн. тонн российской нефти (при внутренней потребности в 6–7 млн. тонн), остальные нефтепродукты шли на экспорт, что существенно пополняло бюджет республики. Россия начиная с 2010 года решила перестать подпитывать своими энергоресурсами непоследовательного партнера по Союзному договору и потребовала от Минска введения стопроцентных пошлин на поставку нефти сверх объемов внутреннего потребления. Белоруссия ответила на эти требования весьма нервозно и попыталась выдвинуть свои контраргументы.

Москва и Минск сначала не договорились

Старт нового нефтегазового конфликта не случайно совпадает с началом года. Во-первых, именно с 1 января 2010 года закончилось действие предыдущего контракта, во-вторых, именно зимой легче оказывать давление на Россию, так как зимний период требует особого внимания к обязательствам перед европейскими партнерами в плане их энерго- и теплоснабжения.

Так или иначе, но Минск в лице Александра Лукашенко решил сыграть на слабостях российского партнера и на требования Москвы выдвинул ответные. Это повышение платы за транзит российской нефти по территории Белоруссии – с нынешних 3,9 долл. за тонну до 45 долл. за тонну. Плюс – амбиции Минска по повышению тарифов по транзиту электроэнергии через территорию Белоруссии в Калининградскую область России. «Белэнерго» выдвинула требование о кратном увеличении стоимости транзита, что, по мнению РАО «ЕЭС», не соответствует подписанным ранее долгосрочным соглашениям.

И, наконец, последним аргументом Лукашенко в споре с Россией стала угроза отказа Белоруссии от участия в Таможенном союзе с Россией и Казахстаном. Видимо, белорусы ошибочно считали этот проект абсолютно приоритетным для России.

Между тем известно, что на переговорах о создании Таможенного союза Россия всегда подчеркивала, что она согласна на его формирование лишь при исключении определенных групп товаров, в частности таких, как нефть и нефтепродукты. Москва всегда отстаивала эту позицию, поэтому апелляция к тому, что внутри Таможенного союза не может быть пошлин, является безосновательным аргументом, который справедливо отвергается российскими переговорщиками.

В ближайшей перспективе Таможенный союз несет ей одни убытки. Вероятно, он будет выгоден России позже, когда к нему присоединяться другие члены и когда появится Единое экономическое пространство. Но сейчас это не так. Возможно, в среднесрочной перспективе, на следующем этапе развития Таможенного союза, Россия сможет отказаться от пошлин на нефть, но на данный момент это совершенно не соответствует интересам Москвы.

Кроме того, Минск предпринял действия по изменению отношений с Россией и в газовой сфере. Сейчас цена для Белоруссии считается по формуле: стоимость газа в Европе минус 30% пошлины и разница в расходах на транспорт. И уже к полученному результату применяется скидка. У «Газпрома» может быть интерес сохранить прошлогодние цены: Минск предлагает ему построить новый газовый блок на 600 МВт в Брестской области и экспортировать энергию в Прибалтику, а также возвести рядом с «Гродно азотом» газоперерабатывающий завод, напомнил генеральный директор «Белтрансгаза» Майоров. Те же предложения были еще в 2006–2007 годах. Но «Белтрансгаз» оптимистичен. «Мы рассчитываем на положительный результат переговоров», – заметил Майоров. Ведь эта инициатива реализуется в рамках договоренностей президентов стран, которые обсуждали газовый вопрос 10 декабря. «Есть контракт, и его надо исполнять», – сказал на это представитель «Газпрома». Майоров не первый, кто апеллирует к декабрьской встрече президентов. Хотя сами Медведев и Лукашенко так и не сказали, о чем договорились. Это делали другие люди. Сначала первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко заявил примерно то же, что и Майоров. А затем появилась версия от российского вице-премьера Игоря Сечина: у «Белтрансгаза» и «Газпрома» есть контракт, но цена по документу должна вырасти незначительно – в пределах инфляции. Тогда резкий рост цен действительно не планировался: прогноз «Газпрома» по средней стоимости газа для Белоруссии из бюджета на 2010 год – 161,5 долл. за 1000 куб. м, примерно на 8% выше прошлогоднего. Но бюджет верстался в начале осени и уже устарел: прогноз делался из расчета, что средняя цена Urals составит 58 долл. за баррель, а цена «Газпрома» в Европе – 280 долл. за 1000 куб. м. Новый прогноз для ЕС – 300–320 долл., по мнению экспертов.

При таком расчете газ для «Белтрансгаза» с нынешней 10-процентной скидкой будет стоить 169–182 долл. И это 300–700 млн. долл. разницы в расходах, если сравнивать с пожеланиями «Белтрансгаза» по цене (если брать план по поставкам в 21–22 млрд. куб. м).

В то же время «Белтрансгаз» ждет от «Газпрома» новых скидок на газ. В концерн направлен проект дополнений к контракту, заявил Майоров. Документ предполагает, что в 2010 году Россия увеличит скидку к цене с нынешних 10% до 25–30%, и газ для Белоруссии в среднем будет стоить, как в прошлом году, – около 150 долл. за 1000 куб. м, добавил он.

Кроме того, белорусские СМИ утверждали, что российские нефтяные компании готовы напрямую снабжать республику газом, минуя «Газпром». Нефтяникам якобы уже предложили поставлять газ в Белоруссию по схеме «газ в обмен на продукцию», и к этому варианту проявили интерес «ЛУКОЙЛ», «ТНК-ВР» и «Роснефть».

Вряд ли этот вариант можно считать осуществимым в условиях монополии «Газпрома» на газотранспортные сети.

В итоге же разрешение нового белорусско-российского нефтяного конфликта было отложено до конца января, но ранее в него попытался вмешаться новый субъект – Казахстан.


Украина за счет отказа России от оплаты законтрактованного газа по принципу take or pay сэкономила в 2009 году свыше 6 миллиардов долларов.
Фото Reuters

Казахстан играет самостоятельно

Неожиданно в российско-белорусский спор о пошлинах вмешался третий член создаваемого Таможенного союза – Казахстан.

Пока Россия и Белоруссия не могли договориться о принципах поставки нефти на два НПЗ – Мозырский и «Нафтан-Полимир», их предложил обеспечивать сырьем Казахстан. Также страна планирует войти в уставный капитал заводов, интерес к которым ранее проявляли российские «ЛУКОЙЛ» и «Роснефть». Но эксперты считают заявления Астаны политическими, а планы поставок неосуществимыми. Хотя появились сообщения о том, что Белоруссия рассматривает возможность поставок мазута из Казахстана для переработки на Мозырском НПЗ. Неясны механизм осуществления поставок и уровень возможных экспортных цен. Вместе с тем посол Казахстана в Белоруссии Анатолий Смирнов сообщил, что Астана готова обеспечить загрузку Мозырского НПЗ и НПЗ «Нафтан-Полимир» «в любом количестве, которое они смогут принять». Он не уточнил, как именно планируется осуществлять загрузку. По словам господина Смирнова, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев уже обсуждал этот вопрос с белорусским президентом Александром Лукашенко, «и только высокие пошлины, которые были до создания Таможенного союза, мешали сторонам окончательно решить этот вопрос». Также, по словам посла, Астана планирует принять участие в приватизации белорусских НПЗ. В этом случае Казахстан сможет в дальнейшем экспортировать продукты переработки своей нефти в Западную Европу. В конце 2009 года белорусское правительство уверяло, что один из заводов – «Нафтан-Полимир» будет вскоре приватизирован. Александр Лукашенко оценивал его стоимость в 3 млрд. долл.

Многие эксперты считают, что Казахстан использует новый российско-белорусский нефтяной конфликт как повод для дополнительного мягкого давления на Москву, с тем чтобы в дискуссии вокруг поставок энергоносителей Кремль стал более сговорчивым. Астана и Минск отнюдь не объединились на почве противостояния Москве, но казахи давно пытаются пробиться на европейский рынок энергоносителей, и Белоруссия является в этом смысле не только вероятным партнером в нефтепереработке, но и путем для снятия некоторых барьеров для выхода на этот рынок. Поэтому Казахстан демонстративно становится на белорусскую сторону для того, чтобы повысить значимость их совместных голосов в рамках единого таможенного пространства трех стран. Кроме того, Казахстан занял пост председателя ОБСЕ, и нынешний демарш выглядит как определенный реверанс в сторону Европы. Однако даже эти действия в конечном счете не привели к победе белорусской позиции.

Текущие итоги конфликта

Так или иначе, но реальная угроза остановки белорусских НПЗ привела к тому, что к концу января стороны достигли договоренности по теме нефтяных пошлин, причем практически на российских условиях.

В итоге Беларусь и Россия договорились об условиях поставок нефти. Соответствующий пакет документов 27 января в Москве подписали первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко и вице-премьер России Игорь Сечин. Стороны заявляют о найденном компромиссном решении, ради которого и Москва, и Минск пошли на определенные уступки. Но, как кажется, у этого спора все же есть проигравшие. И это, очевидно, не Москва, отмечают белорусские СМИ. Основной результат длительных переговоров заключается в том, что Беларусь не нашла достойных аргументов, чтобы убедить Россию продолжить поставки нефти на действовавших ранее условиях – с понижающим коэффициентом на экспортную пошлину, и фактически согласилась на российские условия, которые еще месяц назад категорически отвергала.

Согласно подписанным документам, в этом году Россия беспошлинно поставит в Беларусь 6,3 млн. тонн нефти – как раз тот объем, который и был Москвой заявлен изначально как необходимый Беларуси для собственных нужд (еще 1,7 млн. тонн страна добывает на своей территории). И это, как ни удивительно, сегодня выдается за небывалый успех белорусских переговорщиков. «Нам удалось доказать, что внутренние потребности Беларуси в нефти составляют не 5 млн. тонн, а 6,3 млн. тонн, без учета внутренней добычи нефти», – заявил Владимир Семашко. Хотя еще недавно позиции белорусской стороны монолитно держались уровня 8–9 млн. тонн и только вечером 26 января, если верить российским источникам, опустились до 7,2 млн. тонн. А еще ранее, пока ситуация на Мозырском НПЗ и «Нафтане» не стала совсем катастрофической, Минск позволял себе требовать беспошлинно весь оговоренный в балансе объем поставок и даже больше.

Не сработали даже упомянутые выше угрозы повысить тариф на прокачку российской нефти по территории Беларуси до сумасшедших 45 долл. за тонну с нынешних 3,9 долл. Все, чего сумела в этом направлении добиться белорусская группа переговорщиков, – это повышение тарифа на 11%, то есть менее чем на полдоллара. Правда, и в отношении объема беспошлинных поставок, и в вопросе транзитного тарифа Беларусь оговорила условия, при которых возможно дальнейшее повышение этих показателей. Так, объемы нефти, поставляемой беспошлинно, будут ежегодно к началу октября пересчитываться с учетом темпов роста белорусской экономики. На 2010 год рост ВВП, а именно этим показателем, судя по всему, будут оперировать стороны, запланирован на уровне 11–13%. В случае достижения верхней планки прогноза объем беспошлинных поставок нефти увеличится почти на 850 тысяч тонн. Однако такого роста ВВП еще надо добиться.

В результате далее на прибыль от переработки дешевой российской нефти Минск рассчитывать не может. При этом эксперты считают, что российско-белорусские энергетические конфликты могут повторяться, не говоря уже об аналогичных российско-украинских. Упомянем заявление первого вице-премьера Белоруссии Владимира Семашко о том, что нынешние российско-белорусские договоренности «проживут недолго» и что Минск будет настаивать на отмене всех пошлин внутри Таможенного союза.

Однако уже сейчас очевидно, что Россия не настроена выступать и дальше «энергетическим донором» для своих соседей по постсоветскому пространству без каких-либо значимых ответных шагов с их стороны. Слишком много у нее собственных проблем, требующих масштабных финансовых вливаний.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К 2030 году власти обещают спустить на воду новый арктический флот

К 2030 году власти обещают спустить на воду новый арктический флот

Ольга Соловьева

Для ускорения работ в правительстве задумались о строительстве еще одной верфи

0
290
В Хакасии конструируют составную партию власти

В Хакасии конструируют составную партию власти

Дарья Гармоненко

Единоросс Сокол предлагает коммунистам выдвинуть в Госдуму кандидата от консенсуса

0
269
Правительству предлагают поднять налоги на жилье

Правительству предлагают поднять налоги на жилье

Михаил Сергеев

Минфин надеется закрыть бюджетную дыру за счет самых богатых

0
439
Сроки поставок автозапчастей в РФ стали расти с декабря 2023 года

Сроки поставок автозапчастей в РФ стали расти с декабря 2023 года

0
201

Другие новости