0
2037
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

10.08.2010 00:00:00

Автопром сам по себе

Дмитрий Баранов

Об авторе: Дмитрий Владимирович Баранов - ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент".

Тэги: автопром, рынок, акции


автопром, рынок, акции Создавая с Fiat СП, Sollers должен стать вторым национальным автопроизводителем после АвтоВАЗа.
Фото Reuters

Российский автопром – явление в какой-то степени уникальное. Его продукцию ругают, но он остается лидером продаж, его уже неоднократно хоронили, а он живет. То есть он выбивается из большинства известных норм и правил, писаных и неписаных. Это касается и акций автопроизводителей. Необъяснимый парадокс – производственные и финансовые показатели автомобилестроителей падают, а курсовая стоимость их акций растет. Маловероятно, что подобное может происходить в других странах, но у нас в стране объяснение этого сводится к тому, что в России акции и другие ценные бумаги приобретаются не столько для получения по ним дохода, причем дохода долговременного, сколько для спекулятивной игры на фондовом рынке. В результате этого большая часть населения не участвует в работе фондового рынка, его обороты остаются низкими, акции переходят из рук одних биржевых игроков в руки других игроков, менеджмент компании контролируется владельцами крупных пакетов акций, давно ими владеющими, снижается прозрачность компании, ухудшается качество управления, нарушаются права миноритариев, что уже неоднократно отмечалось в современной истории российской экономики.

Прекрасной иллюстрацией парадоксальности нашего автопрома стал 2009 год, когда производство и продажи автомобилей в нашей стране падали от месяца к месяцу, а акции автопроизводителей исправно росли в результате игры на биржах. То есть именно сильнейшие спекулятивные настроения на российских биржах стали в 2009 году одним из факторов, который оказал сильное воздействие на весь рынок ценных бумаг и акции автопроизводителей в частности. Но не только активные спекуляции сказались на курсовой стоимости бумаг автомобильных компаний, были и другие факторы. Конечно же, это меры поддержки автопрома на государственном и региональном уровнях. Власти озаботились этим вопросом не только потому, что намеревались сохранить национальное автомобилестроение, но и потому, что в российском автопроме работают около 1 млн. человек, а вместе с членами семей это порядка 3 млн., и это очень внушительная сила, которая могла бы вызвать серьезные социальные потрясения в стране, в случае если бы они остались без работы и/или без зарплаты. Не надо забывать и о том, что на автопроизводителей завязана огромная масса других предприятий, производителей комплектующих и запчастей. Такие предприятия расположены, как правило, в небольших городах, где зачастую они являются единственными работодателями. И если бы и они прекратили работать, социальные протесты с непредсказуемыми последствиями охватили бы всю страну. Поэтому четкая и недвусмысленная позиция государства, которое заявило о всемерной поддержке автопрома, очень повлияла и на положение самих заводов, и на стоимость их акций. Причем меры поддержки не ограничивались лишь включением ведущих предприятий автопрома в «список 295» в конце 2008 года. Государство выделило напрямую средства автопроизводителям, лидером здесь оказался АвтоВАЗ, который в общей сложности получил свыше 40 млрд. руб. Кроме того, оно предоставило свои гарантии для получения кредитов в банках. Не отстали в оказании помощи от федеральных властей и региональные администрации. Те регионы, в которых расположены автомобилестроительные предприятия, также выдавали свои гарантии для получения кредитов, помогали с трудоустройством и переобучением сокращенных сотрудников, брали на свой баланс социальные объекты и другие непрофильные активы, которые ранее принадлежали автопроизводителям. Помимо этого, часть регионов осуществила или приняла решение об осуществлении закупки собираемых на своих территориях машин для муниципальных и/или региональных нужд. Другим важным фактором, повлиявшим на акции российских автопроизводителей в минувшем году, стала программа льготного автокредитования, которая была запущена весной прошлого года. И хотя заявленных при ее запуске результатов достичь не удалось, а заявлялось, что к концу года будет выдано 150 тыс. льготных автокредитов, а позднее показатели были изменены до 100 тыс., она принесла свои плоды и позволила по состоянию на 24 декабря 2009 года, по данным Минпромторга РФ, выдать 67 430 льготных автокредитов при 119 905 заявках на них. Понятно, что это мало, но в условиях кризиса и такая поддержка помогла автопроизводителям увеличить свои продажи. Помимо новых мер поддержки автопрома продолжали действовать и введенные ранее меры, в частности, запретительные пошлины на ввоз подержанных иномарок и высокие пошлины на ввоз новых машин. Эти меры привели к тому, что ввоз подержанных машин в страну сократился в 2009 году почти на 70%.

Если перейти к рассмотрению котировок акций за год, то можно увидеть, что акции автопроизводителей жили самостоятельной полнокровной жизнью, не слишком обращая внимание на производственные и финансовые результаты своих компаний. Отметим только для корректного сравнения, что индекс РТС за минувший год вырос на 130% с 626,85 пункта до 1444,61 пункта. Теперь перейдем к акциям. Так, обыкновенные акции АвтоВАЗа за год выросли на 108,77% с 7,089 руб. за акцию до 14,800 руб. Привилегированные акции выросли не так заметно: на 17,75% с 2,400 руб. за акцию до 2,826 руб. Акции Sollers оказались рекордсменами: за год они выросли на 244,79% с 122,97 руб. за акцию до 424 руб. за акцию. Обыкновенные акции ЗМЗ оказались в числе неудачников и снизились на 12,90% с 62 руб. до 54 руб., привилегированные акции ЗМЗ стали антирекордсменами – они упали на 32,35% с 51 руб. за акцию до 34,500 руб. Акции УАЗа прибавили четверть своей стоимости с 1,200 руб. за акцию до 1,500 руб. Резко вырос в 2009 году КамАЗ, акции которого выросли на 183,72% с 22,740 руб. за акцию до 64,52 руб. Котировки акции ГАЗа опять определялись по биржевому рынку РТС, так как на классическом рынке рыночных сделок с его акциями не зафиксировано. А биржевой рынок поверил в ГАЗ и позволил его акциями вырасти на 137,5% с 320 руб. за акцию до 760 руб. Выросли на биржевом рынке и привилегированные акции ГАЗа, на 60,71% с 280 руб. до 450 руб. А вот акции входящего в «Группу ГАЗ» Павловского автобусного завода на том же биржевом рынке снизились на 20% с 500 руб. за акцию до 400 руб. Рекордсменом на биржевом рынке РТС стали акции НефАЗа, которые выросли на 210,52% с 95 руб. за акцию до 295 руб. за акцию. А вот рыночных сделок с акциями Туймазинского завода автобетоновозов не было.

Согласитесь, что статистика очень показательная. Акции вели себя так, как будто и не было катастрофического падения производства и продаж, как будто все было прекрасно и удивительно. То есть бумаги автопроизводителей вели себя именно как нормальные ликвидные бумаги. И это действительно так и есть – акции большинства российских автопроизводителей ликвидны. Если рассматривать их с точки зрения ликвидности фондового рынка, а это разница между лимитированными ценами покупки и продажи, то чем меньше разница между этими двумя ценами, тем больше ликвидность, так как малое количество ценных бумаг можно купить или продать без риска «продавить» предложение или спрос. Еще один показатель ликвидности – объем торгов. Чем больше сделок заключается с активом, тем больше его ликвидность. Наиболее ликвидными в минувшем году были бумаги АвтоВАЗа, КамАЗа, Sollers. Именно с ними совершалось больше всего сделок, обороты по этим акциям были самыми большими. А вот самой низколиквидной бумагой в 2009 году стоит признать акции Туймазинского завода автобетоновозов, потому что за весь год рыночных сделок с ними не было ни на классическом рынке РТС, ни на биржевом рынке.

Уровень котировок акций основных автопроизводителей можно оценить как справедливый, но справедливый именно с точки зрения биржевых игроков и спекулянтов, дающий им возможность зарабатывать на них. Потому что, если судить лишь по результатам работы отечественных автопроизводителей, котировки их акций должны были серьезно снизиться к концу года, что объясняется резким падением продаж и производства автомобилей.

Парадоксы роста

Главная особенность автомобильного сегмента российского фондового рынка в 2009 году заключалась в том, что хотя экономическая ситуация не изменилась, сам рынок существенно вырос, то есть можно говорить, что акции автопроизводителей рассматривались как выгодный инструмент для спекуляций, но никак не эталон успешности нашего автопрома. Еще одним отличием 2009 года следует считать тот факт, что если в 2008 году акции автомобилестроительных компаний фактически тормозили рост индексов, то в минувшем году они находились в авангарде движения вверх, что может свидетельствовать о повышении их веса среди других ценных бумаг. Но в то же время это может означать появление моды на автомобильные бумаги среди портфельных инвесторов, что вынудит стратегических инвесторов отказаться от намерения вложиться в эти акции. Основная масса инвесторов в минувшем году была больше озабочена сохранением собственных средств и меньше вкладывала в фондовый рынок, что отразилось на его объемах. Однако как только ситуация стала проясняться, фондовый рынок снова стал привлекательным как средство заработка и в него начали вкладываться. Причем так как потенциал многих хорошо известных бумаг не давал возможности хорошего заработка, большинство игроков фондового рынка стали искать новые инструменты, и недооцененные акции автопрома как раз и стали таким выгодным вложением в ряде инвестиционных портфелей. Однако приобретать крупные пакеты инвесторы не стали, как по причине нехватки средств, так и из-за выбранной большинством стратегии быстрых заработков и избавления от активов.

Прогнозы со знаком «плюс»

Если же говорить о прогнозах, то мы ожидаем постепенного восстановления российского рынка автомобилей. По нашим оценкам, экономика России будет восстанавливаться довольно медленно, что наложит отпечаток на российский рынок автомобилей. По нашим прогнозам, российский автомобильный рынок в 2010 году вырастет на 9,5%. Больше всего – на 12% – вырастут продажи иномарок российской сборки благодаря низкой базе 2009 года, продлению сроков действия пошлин на прямой импорт, а также укреплению курса рубля, что будет сдерживать рост себестоимости этой группы автомобилей. Среди компаний, занимающихся производством автомобилей под иностранными брендами, акции которых представлены на российских биржах, мы отмечаем Sollers. Мы ожидаем, что в 2010 году компания сможет увеличивать продажи быстрее рынка благодаря широкому и сбалансированному модельному ряду. Создавая с Fiat совместное предприятие по производству автомобилей под марками Jeep, Fiat, Chrysler, мощность которого составит до 500 тыс. автомобилей в год, Sollers должен стать вторым национальным автопроизводителем после АвтоВАЗа. Выгодные условия финансирования проекта со стороны государства, в соответствии с которыми совместное предприятие получит проектное финансирование на срок до 15 лет с субсидируемой процентной ставкой на уровне ниже инфляции, будут создавать дополнительную стоимость для акционеров компании. По нашим оценкам, СП должно занять около 14% российского рынка автомобилей к 2016 году. В 2 раза более низкий уровень автомобилизации в России по сравнению со странами Восточной Европы и в 3,6 раза более низкий, чем в США, обеспечит увеличение спроса на российском рынке автомобилей по мере роста располагаемых доходов населения. Сбалансированный модельный ряд и правильное ценовое позиционирование позволят стать Sollers бенефициаром начавшегося восстановления российского рынка легковых автомобилей. Уже сейчас продажи Sollers растут быстрее рынка: за январь–май рост продаж компании составил 25% против спада на 5% в среднем по рынку. Наша целевая цена на конец 2011 года – 38,3 долл. США, потенциал роста – 166%.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
722
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
636
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
749
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
517

Другие новости