0
2934
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

11.01.2011 00:00:00

Трудности модернизации

Надежда Родова

Об авторе: Надежда Родова - управляющий редактор, московское бюро Platts.

Тэги: экономика, финансирование, модернизация


экономика, финансирование, модернизация Для модернизации производства как всегда не хватает денег.
Фото Reuters

Россия оказалась в замкнутом круге. Страна собирается модернизировать экономику и снизить ее зависимость от нефтегазового сектора, но не может финансировать переходный процесс иначе, как из средств от продажи нефти и газа. В то же время нефтегазовый сектор сам по себе требует больших вложений для поддержания добычи за счет новых месторождений, расположенных в труднодоступных районах. Для выполнения обеих задач нужны налоговые стимулы.

Мировой экономический кризис оказался серьезной проверкой для России. Из 25 крупнейших экономик мира Россия пережила самую глубокую рецессию. ВВП страны упал на 7,9% в 2009 году после роста на 5,6% в 2008-м. Ожидается, что в этом году российский ВВП вырастет примерно на 4%, и этот темп роста сохранится на протяжении следующих трех лет.

Однако менее оптимистично настроенные члены правительства отмечают, что зависимость страны от нефтегазовых доходов выросла, увеличив чувствительность экономики к изменениям ситуации на внешних рынках. Если цены на нефть и газ упадут, рост экономики России может составлять не более 2% в год течение следующих трех лет, считает заместитель министра экономики Андрей Клепач. По его мнению, разница в цене на нефть в 10 долл. за баррель равносильна изменению роста ВВП на 0,5%.

Восстановление экономики России в основном происходило благодаря росту цен на нефть. Из-за недостатка конкуренции в других отраслях, говорят аналитики, экономика без учета нефтегазового сектора практически не растет. Власти осознают проблему и призывают к модернизации.

Потребность в капитале

Правительству нужна диверсификация экономики, потому что доля прибыли от продажи нефти и газа в бюджете страны, по прогнозам, будет падать в ближайшие годы с планируемых 48,1% в 2010 году до 43% в 2013-м. За этими не очень радужными прогнозами в отношении российских нефтедолларов стоят две основные причины. Первая – добыча нефти, как ожидается, будет расти меньшими темпами, чем ВВП страны. Вторая причина – новые нефтяные и газовые месторождения России получили налоговые льготы и более благоприятные инвестиционные условия. Это стимулирующие инвестиции, направленные на то, чтобы обеспечить замену стареющих нефтяных и газовых активов, где добыча снижается, новыми мощностями. Перед финансовым кризисом правительство одобрило пакет налоговых льгот для нефтяной промышленности, который во многом помог отрасли пережить кризисные времена, считают чиновники. Основные льготы касаются сокращения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для новых месторождений и временное освобождение от уплаты экспортной пошлины нефти, добытой в Восточной Сибири – новой нефтедобывающей провинции России. Кроме этого, в газодобывающей отрасли уровень налогов остался низким. Однако по мере истощения нефтяного фонда страны и поиска правительством источников финансирования модернизации вновь встал вопрос о повышении налогов.

И здесь важно найти компромисс, чтобы рост налогов не остановил инвестиции. Добыча нефти в России, крупнейшем в мире производителе нефти, стабильно росла в течение 2010 года, неоднократно обновляя постсоветские рекорды. Ожидается, что по итогам этого года добыча нефти вырастет примерно на 2% по сравнению с 2009 годом до 10 млн. баррелей в день и будет оставаться примерно на этом уровне в следующее десятилетие. Согласно менее оптимистичному сценарию, добыча нефти на истощенных месторождениях может стать экономически невыгодной после 2012 года, когда должен вырасти НДПИ для нефтяных месторождений. Этот рост может затормозить развитие новых проектов, что, в свою очередь, приведет к сокращению добычи в среднесрочной перспективе.

В газовой отрасли Россия, обладающая крупнейшими в мире запасами природного газа, хочет сохранить положение крупнейшего экспортера газа в Европу, но вместе с этим и выйти на новые рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Масштабная программа развития газовой отрасли до 2030 года предусматривает инвестиции в сектор в диапазоне 12,3–14,7 трлн. руб. Экспорт газа должен вырасти до 455–520 млрд. куб. м/год с нынешних 226 млрд. куб. м, согласно плану развития газовой отрасли. Добыча газа в 2010 году, как ожидается, вырастет на 11% до 645 млрд. куб. м, почти компенсировав 12-процентное снижение в прошлом году, но так и не достигнув докризисного уровня.

Планы в отношении добычи нефти и газа требуют от производителей разрабатывать новые запасы, чтобы компенсировать падение производства на существующих месторождениях. Новые месторождения, в основном расположенные в удаленных регионах с недостаточной инфраструктурой, таких как Восточная Сибирь и полуостров Ямал, требуют значительных инвестиций и налоговых льгот, чтобы подобные проекты стали рентабельными. Это заставило правительство рассмотреть большой перечень изменений в налоговую систему, чтобы сбалансировать интересы федерального бюджета и производителей нефти и газа.

Однако это легче сказать, чем сделать, с учетом сохранения риска снижения цены на нефть, от которой страна по-прежнему сильно зависит. Как сказал в октябре министр финансов Алексей Кудрин: «Мы не знаем, какой будет цена на нефть. Мы думаем, что, вероятно, цена не останется в диапазоне 75–80 долларов за баррель, поскольку нынешний рост [цены] поддерживается инвестиционными ресурсами больше, чем спросом на сырье. Мы не можем исключить, что цена упадет с 80 до 60 долларов за баррель в течение следующих трех лет». Большинство прогнозов, однако, предполагает, что цена на нефть будет стабильной в ближайшие годы благодаря росту спроса в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В фокусе Восток

Центр спроса на энергоресурсы сместился в Азию, и Россия прилагает значительные усилия, чтобы добавить азиатские рынки в свой экспортный портфель. Основной вектор этих усилий направлен на быстро набирающий обороты Китай.

В конце 2009 года Россия запустила новый нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО), чтобы экспортировать нефть через дальневосточный порт Козьмино на азиатские рынки. На Южную Корею, которая стала крупнейшим покупателем нефти ВСТО, пришлось около 37% продаж этого сорта нефти в первые девять месяцев 2010 года. Нефть ВСТО закупали также Япония, США, Китай, Таиланд, Сингапур и Филиппины. В целом по году экспорт нефти через Козьмино ожидается на уровне 300 000 бар/день или 15 млн. т/год.

Начиная с января 2011 года еще 15 млн. т нефти в год будет транспортироваться в Китай по новому ответвлению от нефтепровода ВСТО. Эти поставки будут осуществляться в соответствии с 20-летним контрактом между российской компанией «Роснефть» и китайской CNPC. К 2013 году мощность трубопроводной системы планируется увеличить до 50 млн. т/год, с последующим возможным расширением до 80 млн. т/год.

Кроме того, «Роснефть» в партнерстве с CNPC договорились о строительстве совместного нефтеперерабатывающего завода мощностью 13 млн. т/год в районе города Тяньцзинь. Этот проект, подразумевающий также совместное строительство по меньшей мере 500 автозаправочных станций в этом регионе, поможет «Роснефти» выйти на китайский розничный рынок.

В-третьих, Россия и Китай, похоже, продвинулись в переговорах об экспорте российского природного газа в Китай, а также о поставках в эту страну 15 млн. т/год российского угля. «Газпром» и CNPC подписали в сентябре юридически обязывающий договор о поставках 30 млрд. куб. м/год российского газа в Китай на протяжении 30 лет. «Газпром» и CNPC надеются завершить переговоры о цене к июлю 2011 года, когда планируется подписание окончательного соглашения. В случае, если контракт будет подписан в середине следующего года, «Газпром» готов немедленно приступить к строительству трубопровода, чтобы начать поставки газа в 2015 году.

Для осуществления крупномасштабных планов России нужны инвестиции, в том числе частные инвестиции, поскольку уже очевидно, что силами одних только государственных компаний эти масштабные задачи не решить. Но инвесторам нужны ясные и стабильные правила игры, а планируемые изменения предполагают новый этап перемен, что и ведет к откладыванию инвестиционных решений.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1109
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3017
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1700
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2053

Другие новости