0
3635
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

13.12.2011 00:00:00

Немецкий подход

Ульрих Бранденбург

Об авторе: Ульрих Бранденбург - Чрезвычайный и Полномочный Посол Федеративной Республики Германия в Российской Федерации.

Тэги: климат, бизнес, германия


климат, бизнес, германия Энергетическое будущее связано с решением многих проблем и представляет собой пока мозаичное полотно.
Наталия Гончарова. Композиция. Национальный музей современного искусства в Париже

Вопросы климата – центральный вызов XXI столетия. Изменение климата разрушает основы нашей жизни, засухи приводят к дефициту воды и продовольствия. Поднимающийся уровень моря уже сегодня представляет угрозу для территорий малых островных государств и обширных прибрежных районов.

Тем не менее международное сообщество сегодня вынуждено признаться, что его действия не соответствовали угрозе, обусловленной изменением климата: глобальные выбросы двуокиси углерода и в 2010 году продолжали расти, глобальная температура уже повысилась на 0,8 градуса по сравнению с показателем доиндустриальной эпохи, уровень моря с 1993 по 2003 год поднялся в два раза быстрее, нежели в предыдущие десятилетия, айсберги и ледники таят рекордными темпами.

Германия осознает неотложность проблемы. Поэтому она и выступает за эффективную защиту климата. За счет национальных мер по сокращению выбросов мы сможем добиться выполнения рекомендаций, сделанных Межправительственной группой экспертов по изменению климата в отношении промышленно развитых стран: к 2020 году мы собираемся сократить объем своих национальных выбросов на 40%, а к 2050-му – на 80–95%. Также и в рамках ЕС мы решительно выступаем в поддержку амбициозных целей по сокращению выбросов.

На высшем международном уровне мы также намерены формировать сознание того, что давно пора предпринять серьезные шаги по защите климата. 20 июля с.г. Совет Безопасности ООН под председательством Германии впервые единогласно признал, что изменение климата представляет угрозу международной безопасности.

Германия активно лоббирует международные и национальные меры по защите климата, поскольку серьезно относится к этой проблеме и полностью осознает ответственность. Одновременно подробные анализы свидетельствуют о том, что этим мы инициируем процесс преобразований, которые нам позволят и в будущем осуществлять успешную экономическую деятельность. Сменив курс на низкоуглеродную экономику, мы бы хотели доказать, что защита климата и экономическое развитие вполне совместимы.

Изменение климата может создавать огромные возможности для бизнеса развивать новые технологии и двигаться дальше на новые и еще не освоенные рынки. Однако слишком часто изменение климата рассматривают как абстрактное понятие, оказывающее небольшое влияние на бизнес и людей или вообще его не оказывающее, в то время как мировые лидеры ведут переговоры и ставят глобальные цели на конференциях в отдаленных уголках мира. В этой связи мы видим свою задачу в том, чтобы развенчать это общепринятое мнение и предложить методы решения проблемы уменьшения рисков, связанных с изменением климата.

Изменение климата и энергоэффективность – две стороны одной медали. Устойчивый экономический рост и сохранение окружающей среды – необязательно противоречащие друг другу цели. Эффективное управление энергоресурсами не только сокращает выбросы парниковых газов, но и помогает сохранить такие ценные природные ископаемые, как нефть, газ и уголь. На самом деле энергоэффективность – такой же ценный ресурс, как и сами природные ресурсы. Россия уже начала его осваивать и, обмениваясь опытом с такими партнерами, как Германия, может использовать его выгоды в процессе модернизации страны.

Позавчера, по завершении переговорного марафона, закончилась 17-я климатическая конференция в Дурбане. Как и ожидалось, там еще не была достигнута договоренность о подписании международного и имеющего обязательную силу соглашения по предотвращению опасного изменения климата. Также мы пока еще не приблизились к выполнению цели по ограничению глобального повышения температуры на 2 градуса по Цельсию. Зато было принято решение по второму периоду действия обязательств по Киотскому протоколу начиная с 2013 года (к сожалению, без участия России, Японии и Канады), в течение которого ЕС, в частности, берет на себя обязательства по дальнейшему сокращению выбросов парниковых газов. К 2015 году планируется разработать соглашение по климату, которое после этого должно будет иметь обязательную юридическую силу для всех. Также было достигнуто соглашение относительно так называемого Зеленого климатического фонда. Из него будут с 2013 года выделяться на внедрение безвредных для климата технологий сначала 30 млрд. долл., а с 2020 года – ежегодно 100 млрд. долл. Конференция в Дурбане была шагом вперед в сторону укрепления защиты климата, но мы должны осознавать, что самые серьезные вызовы нам еще предстоит преодолеть.

Без активного вмешательства в вопросы сокращения выбросов парниковых газов глобальная температура значительно повысится, в результате чего погодные условия будут только усложняться. Это приведет не только к материальным катастрофам, но и к дестабилизирующему экономическому воздействию, например, к разрушению инфраструктуры и повышению цен на такие основные ресурсы, как пища и вода, что сильно ударит по карману каждого. Поэтому проблему изменения климата можно рассматривать не только как экологическую, но и как экономическую с последствиями для мировой безопасности, так как возникнут конфликты из-за цен на воду, пищу, землю и энергоносители. Однако наряду с этими потенциальными угрозами открываются великолепные возможности для бизнес-структур в плане создания низкоуглеродной экономики через, например, улучшения в области энергоэффективности и растущий интерес к энергоэффективным продуктам и услугам.


Посол Германии Ульрих Бранденбург перед зданием посольства.
Фото пресс-службы посольства ФРГ

Правительства различных стран нашли разные пути решения этих вопросов. В прошлом году Европейский союз объявил о своей новой стратегии «20–20–20»: повысить энергоэффективность на 20%, увеличить процент энергии, производимой возобновляемыми источниками, до 20%, и снизить выбросы парниковых газов на 20% – все это к 2020 году.

Россия также взяла на себя обязательства по сокращению энергоемкости на 40% к 2020 году. Это очень важно, так как большая энергоэффективность не только помогает сохранить ценные энергетические ресурсы, но и позитивно влияет на сокращение выбросов углерода. Политика энергоэффективности – неотъемлемая часть стратегии любой страны по сокращению выбросов парниковых газов.

С 1990 года Германия сократила выброс углекислого газа на 22%, а свою энергоемкость на 32%, и эти цифры будут увеличиваться с каждым годом до 2020 года. Частные лица в основном сами снизили свои расходы, понимая, что хорошие изоляционные материалы, более эффективные бойлеры и современное освещение в домах помогут уменьшить цифры в счете за электроэнергию. В то же время германские компании также активно принимали в этом участие, и не только потому, что они могут помочь уменьшить экологические последствия от выбросов в атмосферу. Этим компаниям понятно, что энергоэффективность влияет на их бизнес: на развитие новых технологий, конкурентоспособность, повышение доходов и в конечном счете на уверенность в завтрашнем дне. Правительство Германии помогает и населению, и деловому сообществу, создавая условия, способствующие реализации их планов в области энергоэффективности.

В качестве примера можно привести широкомасштабную программу по дальнейшему повышению энергоэффективности в частных и общественных зданиях Германии. На эти цели будет выделено дополнительно 1,5 млрд. евро ежегодно. Кроме того, будут разработаны экономические стимулы, такие как дополнительное снижение стоимости инвестиций в энергоэффективность. В то же время все новые общественные здания будут служить примером для всех остальных в плане энергопотребления и энергоэффективности.

Для достижения максимального прогресса на национальном уровне чрезвычайно важно, чтобы меры по повышению энергоэффективности предусматривали необходимые стимулы для бизнеса. Эти стимулы не только помогают бизнесу снижать потребление энергии, но и подталкивают к поиску новых инновационных путей снижения потребления. Такие инновационные подходы могут быть распространены для использования как в различных отраслях промышленности, так и в госсекторе, включая школы и больницы. Таким образом, сотрудничество между бизнесом и правительством играет ключевую роль.

Согласно оценкам Всемирного банка, Россия может сэкономить 120–150 млрд. долл. ежегодно, инвестируя в меры по повышению энергоэффективности. Часть этих средств будет сэкономлена за счет мер, включенных в новое законодательство в области энергоэффективности, – энергоаудиты для бизнеса, маркировка энергоэффективности продукции, а также минимальные требования к энергоэффективности зданий. Все эти меры могут содействовать лучшему пониманию проблемы энергосбережения и созданию системы, которая поможет бизнесу экономить средства через энергоэффективность.

В период экономического спада многие представители бизнеса задают вполне справедливый вопрос – каким образом они должны изыскивать средства на меры по повышению энергоэффективности. Однако к этому вопросу можно подойти и с другой стороны – в сложные для экономики времена компании не могут позволить себе игнорировать выгоду, легко образующуюся в результате внедрения таких мер. Международные и российские банки в настоящее время предоставляют финансирование на их внедрение, а российские и германские компании, уже закончившие подобные проекты, заявляют, что их инвестиции окупились всего за два-три года.

Германию и Россию связывает многоплановое сотрудничество для модернизации, в рамках которого особую роль играет повышение энергоэффективности. Германская экономика владеет современнейшими передовыми технологиями и ведет активную деятельность в России, будучи предоставленной более 6 тыс. компаниями, в том числе (и особенно) в сфере энергетики и окружающей среды. Мотором политики в области энергоэффективности служит созданное правительствами наших двух стран российско-немецкое энергетическое агентство Rudea, оказывающее консультационные услуги многочисленным российским компаниям и проводящее совместно с ними проекты, направленные на повышение энергоэффективности.

Равно как сотрудничество между бизнесом и правительством важно при разработке политики, так и сотрудничество бизнеса на международном уровне играет ключевую роль в претворении в жизнь этой политики. А это совместно с двусторонним и многосторонним сотрудничеством на правительственном уровне позволит всем нашим странам и бизнесу не только достичь целей по повышению энергоэффективности на национальном уровне, но и отвечать на вызовы, которые ставит перед нами глобальное изменение климата.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
974
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
810
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
958
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
645

Другие новости