0
3571
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

14.02.2012 00:00:00

Гибель или возрождение энергомаша

Михаил Лившиц

Об авторе: Михаил Валерьевич Лифшиц - генеральный директор ЗАО "Ротек", директор по развитию высокотехнологичных активов ГК "Ренова".

Тэги: вто, энергомаш


вто, энергомаш Структура турбинного оборудования в России.
Схема предоставлена пресс-службой Уральского турбинного завода

«Всего» каких-то 18 лет ожиданий, и вот он – результат: в середине декабря Россия официально влилась в ряды стран – членов Всемирной торговой организации (ВТО). Плюсы и минусы этого процесса для энергомашиностроительного рынка сегодня, впрочем, не вполне очевидны. Теоретически – пока не будут сняты все административные преграды для доступа на него иностранных компаний – у российских предприятий еще есть время подготовиться как к негативным, так и к позитивным последствиям вступления в мировой торговый союз. Но времени мало, а дел невпроворот.

Вступление в ВТО застало российское энергомашиностроение не в лучшие его годы. Степень износа производственных фондов предприятий по основному виду деятельности, по оценкам экспертов ГУ-ВШЭ, составляет 54–57%, машин и вспомогательного оборудования – более 75%. Износ испытательного и стендового оборудования, за редким исключением, достигает 90–100%. Большая часть энергооборудования продолжает выпускаться по советским технологиям.

Обновление же фондов зачастую просто невозможно: в целом по рынку инвестиционная составляющая очень мала. Отдельные компании работают либо на уровне рентабельности, либо на грани убыточности. При этом до 80% инвестиций в основной капитал осуществляются за счет собственных средств. Доля затрат на НИОКР вообще ничтожна. Как результат, уровень прогрессивных технологий отечественного производства в отрасли на данный момент составляет не более 14%.

Отсюда низкая конкурентоспособность российских предприятий на мировом и внутреннем рынках. Если до начала 1990-х отечественное энергетическое оборудование занимало до 13% мирового рынка, то сейчас эта доля сократилась до 2%. Доля российского оборудования в новых проектах генкомпаний в России составляет всего 50–55%, в сетевом комплексе – 30%. Более или менее устойчивые позиции сохранились лишь в атомном энергомашиностроении.

Энергомаш получает отсрочку

Да, расклад пока не в нашу пользу. Но, к счастью для отечественных энергомашиностроительных предприятий, членство в ВТО не предполагает полного открытия рынков товаров и услуг присоединяющейся страны. И в рамках переговоров о вступлении России в торговый союз российской стороне все же удалось согласовать с действующими членами торгового союза допустимый уровень ставок ввозных таможенных пошлин (так называемого уровня связывания) по всей товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, которые Россия сможет применять после присоединения к ВТО. К примеру, для ядерных реакторов и оборудования к ним предусмотрен уровень связывания, равный действующим пошлинам в 15%. Обязательств по его снижению нет. Пошлины на котельное оборудование, которое облагалось нулевой ставкой, зафиксированы в основном на уровне 5%.

Также без обязательств по снижению для котлов, облагающихся 10-процентной пошлиной, уровень связывания составит 15% с перспективой понижения его до 5–7,5% в течение четырех лет.

Пошлины на турбины на водяном пару и паровые, на которые действует ставка 15–20%, пока также пересматриваться не будут. Исключение составят лишь турбины мощностью более 1 МВт: в этом сегменте размер пошлины за два года предполагается понизить до 13%. Там же, где действует ставка 20%, в течение четырех лет пошлины снизятся до 15%.

Пошлины на газовые турбины пока зафиксированы на уровне 5, 10 и 15%, и их снижение будет более или менее плавным. Так, снижение с 10–15 до 5% произойдет за два-три года, с 10 до 7,5% и с 5% до 3% – за два года.

Таким образом, энергомашиностроительным предприятиям отводится время на повышение конкурентоспособности и укрепление своего положения на российском рынке. Но хватит ли продолжительности этого переходного периода для решения проблем, копившихся в отрасли годами?


Право на вход в ВТО многие добиваются годами, а то и десятилетиями (на снимке штаб-квартира ВТО в Женеве).
Фото Reuters

Регламентная политика

Очевидно, что развиваться предприятиям придется в ускоренном режиме. Другого выхода нет.

Но восстановление утраченной в 1990-е отраслевой технологической связки «проектирование–производство–строительство–монтаж–наладка–эксплуатация» сегодня невозможно без серьезного изменения подходов в области регулирования, в том числе технического.

Сегодня с этим тоже беда. Целый комплекс системных проблем заложен в действующей системе ГОСТов. Многие отечественные энергомашиностроительные компании по-прежнему осуществляют выпуск и тестирование оборудования по советским стандартам, допускающим использование не самых надежных материалов (например, нержавеющей стали вместо супердуплексной), а также различные вариации по характеристикам оборудования. Если в российском ГОСТе прописана деградация КПД, скажем, на 3% в год, то можно не сомневаться, что она произойдет. Согласно же зарубежным техрегламентам (API, ISO), КПД оборудования и через пять, и через десять лет должен оставаться неизменным. Таким образом, отсутствие гармонизации отечественных и зарубежных регламентов создает псевдопреференции российским производителям, позволяя им выпускать менее надежное и эффективное, но более дешевое оборудование. При этом любой, кто приходит и предлагает купить подороже, но получше, сразу же начинает подозреваться одновременно в коррупции и развале отечественного машиностроения».

Здесь стоит напомнить, что активная работа по замене техрегламентов должна была начаться еще в 2003 году после принятия нового ФЗ «О техническом регулировании», однако на деле процесс идет вяло. Но, думается, что со вступлением в ВТО, предусматривающим приоритет международных правовых норм и адаптацию российских стандартов к международным, дело пойдет быстрее и ситуация начнет постепенно меняться в лучшую сторону. Вообще же синхронизация техрегламентов поставит отечественные компании в жесткие, но выполнимые условия: либо они повышают свою конкурентоспособность за счет использования более качественных материалов и выпуска более надежного оборудования, соответствующего мировым стандартам, либо вылетают с рынка. Такой подход практикуется на Западе, и он себя полностью оправдывает.

Три пути – куда пойти?

Разумеется, сами участники при всем этом не должны сидеть сложа руки и ждать, когда тревожный звон набатного колокола станет для них поминальным. Представляется, что сегодня у российского энергетического машиностроения есть минимум три сценария дальнейшего развития.

Первый предусматривает добровольную консолидацию нескольких компаний в одно большое предприятие. Основные преимущества – эффект масштаба и возможность получения кредитов под более низкий процент. В случае же, если одним из акционеров предприятия будет государство, то ему будет проще оказывать отрасли помощь, невзирая на ограничения норм ВТО.

Второй сценарий – это создание единого крупного заказчика, способного стать не только крупным ЕРС-подрядчиком, но и проводником между производителями оборудования, с одной стороны, и деньгами государства, выделяемыми на НИОКР и поддержку отрасли, – с другой. Для реализации этого сценария, впрочем, потребуются существенные госинвестиции на первоначальном этапе.

Наконец, третий путь (партнерский) предполагает создание СП с зарубежными компаниями с последующей передачей российским производителям новых перспективных технологий. В настоящее время в отрасли наиболее активно реализуется именно этот сценарий: ряд компаний («Силовые машины», «ЭМАльянс», «Сатурн – Газовые турбины» и др.) уже имеют соглашения с грандами мирового энергомашиностроения (Siemens, Alstom, GE, Nooter/Eriksen, Solar Turbines) о совместном производстве энергетического оборудования в России. Помимо этого при участии Sulzer Turbo Services ведется масштабная модернизация Уральского турбинного завода (УТЗ) – лидера отечественного паротурбиностроения. Видимым результатом стал запуск в производство новой серии одноцилиндровых турбин Т-63/76-8,8 для ПГУ мощностью 80 МВт.

Минусы у этого сценария, безусловно, тоже имеются: например, зарубежные партнеры не спешат делиться по-настоящему ключевыми и передовыми технологиями и решениями. К тому же существует реальная опасность превратить отечественное энергомашиностроение в «отверточное» производство из импортных комплектующих. В этой связи необходимо, чтобы первые два варианта в той или иной степени также получили ход. Без эффективного взаимодействия государства и компаний отечественному энергомашиностроению в обозримой перспективе явно придется туго.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2178
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4922
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2704
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3107

Другие новости