0
3272
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

13.11.2012 00:00:00

Проблемы отраслевого регулирования

Антон Рубцов

Об авторе: Антон Сергеевич Рубцов - руководитель направления "Стратегия и развитие бизнеса" Энергетического центра бизнес-школы СКОЛКОВО.

Тэги: нефть, газ


нефть, газ Современные регуляторы подают неоднозначные сигналы.
Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

На сегодняшний день одним из приоритетов развития нефтегазовой отрасли является освоение континентального шельфа. Распоряжением №443 р от 12 апреля 2012 года правительство обозначило готовность предоставить максимально либеральные налоговые условия для стимулирования разведки и разработки шельфа. С другой стороны, действующее законодательство значительно ограничивает виды работ на шельфе и круг компаний, которые имеют право на нем работать. На лицо дисбаланс в системе государственного регулирования, который может привести к существенному замедлению темпов освоения шельфа.

Текущий уровень изученности арктического шельфа России в 20 раз меньше изученности шельфа Норвегии, в 10 раз меньше американского сектора Чукотского моря. Низкий уровень изученности не позволяет государству выстроить надежную долгосрочную стратегию освоения шельфа. Оценки ресурсного потенциала российской части Арктики (около 80 млрд. ту.т.) могут в разы отличаться от реальной картины по потенциально открытым запасам. В этих условиях для государства необходима такая система регулирования, которая позволяет максимально ускорить активность в области геологоразведочных работ (ГРР).

Текущий подход к лицензированию на шельфе этого не обеспечивает. Госкомпании получают лицензии на все наиболее привлекательные территории – площади в сотни тысяч квадратных километров с минимальными лицензионными обязательствами по геологоразведочным работам. Это уникальный случай в мировой практике. Так, площади шельфовых участков, которые уже выданы и на которые претендует ОАО «НК «Роснефть», в среднем в 20 раз больше, чем в Канаде, в 140 раз больше, чем в Норвегии и в 1000 раз больше, чем в США.

Во многом это связано с тем, что российское законодательство не предусматривает серьезных стимулов для эффективного использования лицензионных площадей. В этих условиях госкомпании могут брать участки недр «про запас». В мире широко распространена практика обязательной сдачи части площадей после завершения определенных этапов ГРР – например, в Бразилии к моменту получения лицензии на добычу лицензионная площадь может уменьшиться в 40 раз. Вкачестве экономического стимула предусмотрены высокие ставки ренталз (платежи, взимаемые с площади участков). Для сравнения, если бы уровень ренталз для российского шельфа был аналогичен США, ОАО «НК «Роснефть» по выданным и запрашиваемым участкам платило бы более 2 млрд. долл. в год.

Далее, российские госкомпании предпочитают не обременять себя лицензионными обязательствами. По данным ОАО «НК «Роснефть», на ее участках в Карском море уже просматриваются 23 перспективные структуры, а по лицензионным обязательствам необходимо пробурить всего 4 скважины до 2020 года. Будет это сделано в наиболее перспективных структурах. В целом планы ОАО «НК «Роснефть» по сейсмике на участках в Карском море не обеспечат даже умеренного уровня изученности (0,35 км/кв.км).

Если подобная практика будет продолжена и в отношении участков, которые запрашиваются госкомпаниями, государство фактически передаст им функцию управления недрами на континентальном шельфе. По сути, подбирая партнера для разведки и разработки, определяя долю инвестора в проекте, объемы ГРР и их финансирования, ОАО «НК «Роснефть» будет самостоятельно определять состав недропользователей и темпы освоения шельфа.

С выдачей лицензий ОАО «Газпром» на разработку газовых месторождений в Карском море (Русановское и Ленинградское) ситуация еще более загадочная. Не ясно, зачем газовому гиганту с самым высоким в мире показателем обеспеченности запасами и постоянно откладывающимся Штокмановским проектом дополнительные экономически нерентабельные запасы – наверное, тоже «про запас». Также не ясно, какие цели преследует государство, лицензируя эти газовые месторождения, когда добыча и так все с большим трудом находит свой спрос на европейском рынке.

Следует отметить, что вопреки достаточно распространенному мнению, получение лицензий с ресурсами никак не влияет на капитализацию госкомпаний. Это объясняется отдаленными сроками начала добычи и существенными затратами, которые предстоит понести для конвертации этих ресурсов в экономически извлекаемые запасы.

Принципы доступа на шельф во многом определяют систему налогообложения.

В ряде стран передаются без конкурсов участки недр госкомпаниям, но со 100-процентной долей участия государства (например, арабские страны). При таком подходе налоговая система не имеет никакого значения. В Норвегии и Бразилии, где ведущая роль принадлежит госкомпаниям, лицензионные участки выдаются по конкурсу консорциумам, где 100-процентная доля может принадлежать частным компаниям. Налоговая система при этом основана на обложении сверхдоходов, а доля изъятия государства существенно выше той, что будет для проектов арктического шельфа в соответствии с Распоряжением №443-р.

Ключевым недостатком параметров, заложенных в Распоряжение, является отсутствие какого-либо механизма эффективного изъятия потенциальных сверхдоходов (ценовой ренты). Дифференциация адвалорных ставок НДПИ по акваториям не может в полной мере учесть географические, климатические, геологические и прочие особенности каждого проекта. И придумывать особенно ничего не надо – в мире успешно работает так называемый налог с NPV (НДД). При правильной настройке компания получает требуемую норму возврата на инвестиции, а государство имеет возможность изымать сверхдоходы.

При расширении субъектного состава оптимальным решением в отношении новых лицензионных участков на шельфе является:

а) «дробление» акватории как минимум на несколько десятков лицензионных участков;

б) проведение конкурсов или аукционов;

в) создание жестких лицензионных обязательств для обеспечения приемлемого уровня изученности и ускорения поисково-разведочного бурения.

В отношении налогового режима необходимо ввести НДД, чтобы через 15 лет не удивляться, почему всю выгоду от реализации шельфовых проектов получает частная к тому моменту нефтяная компания.

Для сохранения ведущей роли госкомпаний при разработке континентального шельфа можно предусмотреть механизм получения ими опциона на вхождение в проект по разработке запасов, открытых частной компанией. Такой подход выгоднее госкомпании в сравнении с текущей ситуацией, поскольку более высокая активность на шельфе будет гарантировать ей больший объем запасов, при том, что геологические риски по-прежнему будут нести партнеры.

Все эти меры позволят государству сохранить за собой функционал по управлению недрами на шельфе, обеспечат наиболее благоприятный режим недропользования и налогообложения и приведут к достижению оптимальных темпов роста изученности и объемов добычи нефти и газа на континентальном шельфе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1065
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2949
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1656
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2019

Другие новости