0
3435
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

11.12.2012 00:00:00

Энергия в никуда

Михаил Павлов

Об авторе: Михаил Александрович Павлов - руководитель сектора энергоэффективности и ВИЭ "Международного центра устойчивого энергетического развития" под эгидой ЮНЕСКО.

Тэги: энергия, ресурсы


энергия, ресурсы Промедление с переходом на новые стандарты – деньги на ветер.
Фото Reuters

«В преходящем мире остается неизменной только мудрость». Эти слова, написанные великим польским писателем Болеславом Прусом в конце XIX века, относят к периоду до 3 тыс. лет до н.э., однако и в наши дни они сохраняют свою актуальность. Аксиоматичность знаний вопреки меняющемуся миру порождает прогресс, и место современного человека на пути к достижениям выражается в способности воспринимать и использовать полученную мудрость.

В осмыслении значения энергетики в постиндустриальном обществе на смену идеологии доминирования углеводородного сырья приходит парадигма новой энергетики, в основе которой заложена концепция устойчивого развития и устойчивой энергетики для всех.

На фоне глобальных энергетических преобразований биосфера воспринимается уже не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть непременным условием функционирования социально-экономической системы и ее отдельных элементов (Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 года № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»).

Снижение интенсивности потребления энергоресурсов и повсеместное повышение энергоэффективности – необходимый инструментарий в основе построения базовых линий и базовый сценарий, с которого начинается модернизация энергетики.

На пути к переменам

Несмотря на мощный импульс, предпринятый российским правительством в последние годы в области политики энергосбережения и повышения энергетической эффективности, и комплекс предпринятых мер по данному направлению, до сих пор остаются амбициозными цели по снижению энергоемкости экономики Российской Федерации к 2020 году на 40%. Промышленный сектор, а в нем сосредоточена преобладающая часть энергопотерь России (основные потери происходят в сфере генерации и при передаче энергии), характеризуется недостаточной эффективностью. Согласно прогнозам потребности в энергопотреблении в России с 2009 по 2035 год, ситуация будет характеризоваться возможным увеличением потребности в энергопотреблении до 1,3% ежегодно. С целью выстраивания благоприятных сценариев развития национальной индустрии и экономики в целом необходим комплекс эффективных программных мер, направленных на снижение расхода энергии в энергобалансе страны.

Во многом процесс энергоэффективного развития включает в себя два подхода: реализация энергосервиса как ключевого элемента в формировании эффективной технологической платформы страны и разработка квалифицированной системы энергетического менеджмента в контексте разработки эффективных механизмов управления энергосбережением на производстве.

Несмотря на всю актуальность и значимость промышленной модернизации, современное законодательство в области энергоэффективности в России сосредоточено большей частью на бюджетном секторе и секторе жилых зданий. По словам директора ЦЭНЕФ И.А.Башмакова, сегодня для промышленности прописано фактически несколько пока слабых еще механизмов мотивации: крупные промышленные предприятия должны проводить энергоаудит и делать энергопаспорта, а, что гораздо важнее, не разрабатывать программы энергосбережения и реализовывать их (что исключает как таковую идею энергосервиса). При этом энергопаспорт представляет собой некий формальный документ, не обязывающий руководителей предприятий организовывать те мероприятия, которые в энергопаспорте прописаны. В этой связи в рамках рассмотрения тематики внутренних энергетических обследований представляется целесообразным формирование неких мотивирующих компонент, как, например, налоговые вычеты. Ввиду отсутствия четких требований к содержанию информации энергетических паспортов необходимо расширение непосредственно самих требований к энергетическому паспорту с целью привязки показателей энергоэффективности к единице выпущенной продукции в целях создания возможностей для последующего сравнительного анализа между объектами исследования.

Вопреки значительным преобразованиям, предпринятым Россией в последнее время в области повышения энергетической эффективности, а также созданным законодательным инструментам государственной поддержки энергосбережения, анализ текущего состояния в области энергоменеджмента в России сводится к необходимости повышения эффективности функционирования системы менеджмента энергии – как на уровне федерального правительства, так и на уровне конечных объектов. В этой связи целесообразно формирование целостного подхода: от развития эффективных систем ситуационного анализа как инструментов эффективного развития приоритетных направлений развития Российской Федерации до стимулирования внедрения квалифицированной системы проектного менеджмента и, в частности, энергетического менеджмента в контексте развития предприятий России. В настоящее время завершается работа над российским стандартом ГОСТ Р ИСО 50001: 2012 «Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению» (введение в действие планируется с 1 января 2013 года). В качестве приоритетного направления рассматривается понятие энергетической эффективности. Повсеместное применение данного стандарта будет также способствовать повышению экологической эффективности и энергетической безопасности на предприятиях.

Важной особенностью рассматриваемого стандарта (как и его международного аналога) является добровольный характер (согласно российскому законодательству в области технического регулирования национальные стандарты применяются на добровольной основе равным образом и в равной мере). Таким образом, встает вопрос об эффективности его использования и необходимости обязательного закрепления по соблюдению его требований на национальном рынке.

Второй этап предполагает преодоление барьеров, связанных с проведением внутреннего аудита в организациях. Сложившаяся практика выполнения мероприятий в области энергетических обследований вкупе со спецификой энергообеспечения ряда предприятий промышленного сектора России может явиться существенным препятствием по достижению обеспечения объективности и беспристрастности процесса аудита, а значит и функционированию всей системы энергоменеджмента в целом.

Немного о барьерах

Несмотря на то что энергетический сектор России обладает колоссальным потенциалом энергосбережения, пока он не может быть реализован в полной мере. Во многом это объясняется наличием ряда факторов, сдерживающих развитие энергосбережения и энергоэффективности в России. Данный перечень можно разделить на четыре основные группы. Во-первых, это низкая осведомленность о возможностях повышения энергоэффективности и отсутствие соответствующих стимулов у руководителей предприятий/организаций, осуществляющих мероприятия по энергосбережению. Во-вторых, отсутствие возможности доступа к долгосрочному недорогому финансированию и соответственно недостаточный опыт финансирования проектов. В-третьих, несоответствие динамики роста тарифов и динамики изменения цен на производственные товары. И в-четвертых, негибкие условия газо- и электроснабжения.

В первую очередь современному законодателю необходимо сосредоточиться на распространении необходимой информации о повышении энергоэффективности, а также на разработке мер, направленных на облегчение доступа к долгосрочному финансированию энергоэффективных проектов со стороны финансовых институтов. Это неизбежно повысит спрос на использование энергоэффективных технологий, в том числе и ведущего международного опыта в данной области.

По нашему мнению, ключевым барьером для энергоэффективного развития промышленного сектора Российской Федерации является специфика энергообеспечения большинства предприятий отрасли. Несоответствие динамики цен на энергоресурсы и промышленные товары делает менее значимой долю энергетических издержек в стоимости товаров. Так, например, в 2007 году цены на энергетические ресурсы выросли в среднем на 15%, в то время как во многих отраслях промышленности цена продукции возросла на 25–30%. Ситуация усугубляется отсутствием возможности у промышленных предприятий оплачивать энергопотребление «по факту». Те договоры, которые сейчас заключаются между промышленным потребителем и сбытовой компанией, носят плановый характер и предусматривают существенные штрафы за недопотребление, что противоречит всем принципам энергосбережения. По таким договорам промышленные предприятия авансируют электро- и газоснабжающие компании, что выгодно исключительно последним с точки зрения долгосрочных капитальных затрат и обеспечения бесперебойного снабжения. Но они также могут порождать низкую энергоэффективность и избыточное потребление энергии, если договорные лимиты неадекватно отражают реальный объем потребления, а у покупателей нет возможности перепродать полученный газ или электроэнергию. Некоторые предприятия вынуждены в рамках договоров заявлять количество энергоресурсов, превышающее реальное в 1,5 раза, так как снижение закупок энергоресурсов повлечет в дальнейшем снижение лимитов на них в следующем отчетном периоде. Поэтому компании зачастую больше заинтересованы в сохранении лимитов, чем в экономии электроэнергии и газа. А неиспользованную энергию, как правило, сжигают «на холостом ходу». В заключение стоит отметить, что на конец 2011 года ситуация с договорами на обеспечение предприятий энергоресурсами сдвинулась с мертвой точки. Причиной этого стало принятие постановления правительства Российской Федерации от 4 ноября 2011 года № 877 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях совершенствования отношений между поставщиками и потребителями электрической энергии на розничном рынке». Но пока изменения коснулись предприятий, установленная мощность энергооборудования которых не превышает 750 кВА, то есть представителей малого и среднего бизнеса. Тем не менее положительный вектор задан и стоит ожидать последующих изменений в данной области.

В этой связи уместными представляются предложения РСПП в правительство России, а именно: установление сниженных тарифов для компаний, реализующих программы по энергосбережению/повышению энергетической эффективности; а также исключение ситуации, при которой после выполнения компанией программы по повышению энергоэффективности выставляются требования по оплате не потребленной в результате реализации программы электроэнергии. Возможное решение – утверждение на уровне правительства Российской Федерации типовых договоров, предусматривающих отсутствие необходимости у компании-потребителя электроэнергии (газа) оплачивать разницу между их законтрактованными и реально потребленными объемами, сформировавшуюся в результате реализации программы по энергосбережению/повышению энергетической эффективности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
947
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2715
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1547
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1912

Другие новости