0
13641
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

10.06.2014 00:01:00

Многополярные валюты

Антон Сороко

Об авторе: Антон Игоревич Сороко – аналитик ИХ «ФИНАМ».

Тэги: доллар, рубль, валюта, экономика


доллар, рубль, валюта, экономика Уолл-стрит по-прежнему остается ведущей площадкой для мировой экспансии доллара. Фото Reuters

Как только в Украине произошла революция с последующим расширением конфронтации между Россией и Западом, перед нашей страной встал важный вопрос – какие действия надо предпринять, чтобы как можно быстрее минимизировать последствия вводимых со стороны США и ЕС санкций, а также снизить в долгосрочной перспективе экономическую зависимость от этих стран? Тем более в СМИ сразу стали тиражироваться сообщения о том, что российской экономике будет очень плохо из-за ограничений со стороны США и союзников. 

Тут, кстати, сразу стоит отметить, что замедление темпов роста промышленного производства, о котором все сейчас так активно говорят, употребляя термины «стагнация» и «рецессия», было видно еще в начале 2013 года, собственно, как и замедление темпов расширения отечественной экономики. Также очень тревожным фактором было сокращение объема инвестиций в основной капитал – за 2013 год инвестиции снизились к уровню 2012 года на 0,3% (за 2012 год инвестиционный рост составил 6,6%). В то же время говорить о том, что Россия сейчас находится в рецессии, я бы не стал. Ситуация пока существенно лучше, чем может показаться на первый взгляд, а снижение ВВП (после снятия сезонности в первом квартале 2014 года экономика РФ сократилась на 0,5%) в первой половине текущего года (велика вероятность, что во втором квартале с учетом сезонности также будет падение) ближе к его концу сменится восстановлением, что даст возможность по итогам года выйти на оптимистичные 0,8–1% роста.

Ключевой фактор предполагаемого роста – восстановление инвестиционного спроса, который на самом деле сейчас распределен неравномерно. Если говорить про отдельные отрасли, то здесь хуже всего ситуация в здравоохранении, образовании, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, рыбоводстве, транспорте и связи и финансовой деятельности. В то же время такие направления, как добыча полезных ископаемых, обрабатывающее производство и торговля, чувствовали себя неплохо – номинальный рост инвестиций в основной капитал здесь был существенно выше, чем инфляция. Собственно, данные говорят сами за себя: новые заводы строятся, новые магазины открываются, но в целом ситуация не говорит об инвестиционном буме в нашей стране. Скорее мы видим сжимание аппетита к риску из-за роста политических рисков и отсутствия структурных реформ: занятость остается на высоком уровне, что в сумме с высоким коэффициентом загрузки производственных мощностей сужает возможности по экономическому росту. В такой ситуации дополнительные инвестиции могут привести к существенной инфляции издержек (из-за роста заработных плат работников, которых не хватает экономике). Охлаждение отношений с Западом может стать как раз тем триггером, который запустит процесс реформирования. Кстати, если обратиться к данным Росстата, который опубликовал данные о темпах роста промышленности в России в январе–апреле 2014 года, то мы поймем: ситуация в целом улучшается – по итогам отчетного периода рост составил 1,4%, что говорит о том, что самый негативный вариант развития событий пока не реализуется. 

Но вернемся к ситуации, сложившейся в марте: в нашей стране сразу началась работа по множеству направлений, среди которых собственная платежная система, расширение сотрудничества со странами АТР, формирование интеграции в рамках ЕврАзЭС (вплоть до разговоров о скором запуске в оборот алтына – объединенной валюты, которая, по разным оценкам, должна была состояться только после 2025 года), а также расширение торговли с зарубежными партнерами в обход доллара. Кстати, именно уход от доллара является одной из самых агрессивных мер, которые могут в долгосрочной перспективе существенно повлиять на развитие всей мировой экономики. Тут стоит отметить, что в свое время в мире сложилась финансовая система, в которой все цены всегда переводятся в доллар США, а сделки проводятся всегда посредством конвертации в ту же американскую валюту и только потом – в национальную валюту. Современная экономическая система сформировалась именно в этих условиях, но в последние десятилетия (особенно в последние несколько лет) другие страны, набирающие экономическую мощь, стали постепенно работать в направлении по уменьшению зависимости от доллара. Это можно отчасти сказать про объединенную Европу со своим евро и, конечно же, про Китай, активно проводящий структурные реформы, в рамках которых юань станет свободно конвертируемой валютой. Стоит отметить, что вслед за переводом расчетов с РФ в рубли и юани аналогичные действия были сделаны и в рамках торгово-экономических отношений с Японией (иена, кстати, еще один претендент на статус региональной резервной валюты, но об этом позже). 

В целом данное решение вписывает в макротенденцию повышения влиятельности региональных расчетных валют – таким странам, как Япония и Китай, не говоря уже о России, действительно невыгодно вести свою торговлю в долларах США, так как это увеличивает транзакционные издержки участников экономических отношений. Гораздо логичнее иметь дело с собственными валютами, минуя посредников. На текущий момент данный тренд только зарождается (подавляющее большинство торговых операций в мире ведется в долларах США), но он может в долгосрочной перспективе привести к вытеснению долларовой массы обратно на территорию США, что чревато ростом инфляционного давления. Можно сказать, что такие действия ключевых мировых держав (к которым явно относится и Япония) могут привести к долгосрочному ослаблению американского доллара. Расширение влияния юаня, рубля и иены в том числе может происходить в контексте формирования ключевых резервных региональных валют, на звание которых вполне претендуют валюты Китая и России. Кстати, юань укреплялся последние несколько лет, но надо помнить, что у него есть два курса – оншорный и офшорный, которые существенно различаются. Да и последние действия китайского регулятора говорят о том, что период стабильного укрепления китайской валюты может подойти к концу. Для активного роста экономики КНР в скором времени будет нужен слабый юань, так что этот тренд может быть скоро сломлен. 

Кстати, в рамках проблемы зависимости часто поднимается вопрос о полном вытеснении доллара из экономики РФ. Думаю, что этот вопрос является очень сложным, и решать его, как советуют многие сторонники решительных действий, пожалуй, не стоит. Переход в принципе возможен, но на то, чтобы перевести большую часть собственного торгового оборота на альтернативные валюты, уйдет продолжительное время. Директивный же отказ от зарубежной валюты ведет к формированию теневого оборота с формированием двух разных котировок валюты – официальной и неофициальной (так, например, произошло в Аргентине, когда страна начала бороться с оттоком капитала, в частности ограничением оборота долларов). Сейчас одним из ключевых торговых партнеров нашей страны становится Китай, которому нужны наши энергоносители (в мае, к примеру, был подписан долгожданный контракт между «Газпромом» и CNPC на сумму в 400 млрд долл.), с которым в перспективе можно развить сотрудничество на основе отношений юань–рубль. Данную работу надо проводить постепенно и начинать именно с расширения экспорта на Восток в сумме с заключением все большего количества торговых соглашений в рублях. 

На текущий момент переход на рубли при экспорте – дополнительные издержки для покупателя и позитив для российской валюты, ведь покупателю будет необходимо сначала получить на руки рубли и только потом купить товар за эти самые рубли. Технически это возможно в ближайшее время, но практически, конечно, переход на торговлю за рубли может продолжаться достаточно долго. С другой стороны, перспективы рубля как резервной валюты на текущий момент мне кажутся вполне реальными. Конечно, стоит уточнить, что речь идет скорее о статусе региональной резервной валюты, а не мировой. Процесс отказа от одной-единственной валюты для мировой торговли уже запущен, и он постепенно будет реализовываться. В ситуации, когда ключевой для мировой экономики валюты будет много, рублю вполне по силам занять доминирующее положение в своем регионе. Именно здесь нужно будет растущее влияние иены, юаня, евро – для формирования многополярного мира, где нет единственного бенефициара финансовой инфраструктуры.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1789
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4355
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2388
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2717

Другие новости